Все об Индии!
India.ru
Как поехать в Индию
 
   
 
 

“...ДАЖЕ КАМНИ ДЕЛИ НАШЕПТЫВАЮТ НАМ ИСТОРИЮ ДАВНО МИНУВШИХ ВЕКОВ. ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ, НАПОЛНЕН ПЫЛЬЮ И АРОМАТАМИ ПРОШЛОГО И СВЕЖИМИ, ПОРЫВИСТЫМИ ВЕТРАМИ НАСТОЯЩЕГО...

... НЕ УЗКИЕ УЛОЧКИ И ДОМА СТАРОГО ДЕЛИ, НЕ ШИРОКИЕ ПРОСТОРЫ И ДОВОЛЬНО ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ЗДАНИЯ НЬЮ-ДЕЛИ ПОРАЖАЮТ НАС, А ДУХ ДРЕВНЕГО ГОРОДА, КОТОРЫЙ ВСЕГДА СТОЯЛ НА РЕШАЮЩЕМ ПЕРЕКРЕСТКЕ ИНДИЙСКОЙ ИСТОРИИ, НАБЛЮДАЛ ПЕРИОДЫ СЛАВЫ И РАЗРУШЕНИЙ И, НЕСМОТРЯ НА СВОЮ НЕИСТОЩИМУЮ СПОСОБНОСТЬ ПОГЛОЩАТЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ, ОСТАВАЛСЯ САМИМ СОБОЙ. ЭТОТ ГОРОД - ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ, МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ГРАНИ КОТОРОГО, ОДНИ — СВЕРКАЮЩИЕ НОВИЗНОЙ, ДРУГИЕ — ПОТЕМНЕВШИЕ ОТ ВЕКОВ, ОТОБРАЖАЮТ СЕГОДНЯШНЕЕ ЛИЦО ИНДИИ И ЕЁ ОБЛИК В ТЕЧЕНИЕ СТОЛЕТИЙ.

... В ДЕЛИ НАМ ВСТРЕЧАЕТСЯ И ВСЁ ХОРОШЕЕ, И ВСЁ ПЛОХОЕ, ЧТО ЕСТЬ В ИНДИИ. ЭТОТ ГОРОД - МОГИЛА МНОГИХ ИМПЕРИЙ И КОЛЫБЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ. КАК ОГРОМНА ЕГО ИСТОРИЯ! ЗДЕСЬ ТРАДИЦИИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ НАШЕЙ ИСТОРИИ ПРЕДСТАЮТ НА КАЖДОМ ШАГУ, И ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ПРОХОДИТ ПРОЦЕССИЯ НЕИСЧИСЛИМЫХ ПОКОЛЕНИЙ...”

ДЖАВАХАРЛАЛ НЕРУ

ЧАСТЬ I
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Столица Республики Индии город Дели и прилегающие районы занимают в общей сложности около 1500 кв. километров и составляют Национальную Столичную территорию Дели, управляемую правительством территории, а также мэрией Старого Дели и Муниципальной корпорацией Нью-Дели. По Конституции страны столица Индии официально именуется Нью-Дели, хотя в обиходной речи не только в Индии, но и в других странах сохраняется сокращенное название – Дели. Находясь почти на равном расстоянии от трёх других крупнейших городов Индии (Мумбаи (Бомбей) — 1240 км, Калькутта — 1320 км, Ченнаи (Мадрас) — 1840 км), Дели является как бы связующим географическим центром страны, в котором перекрещиваются важнейшие железнодорожные, авиационные и шоссейные коммуникации Индии.

Один из древнейших городов мира, Дели был столицей могущественных империй и небольших султанатов, являлся свидетелем расцвета и упадка многих династий. Высокие минареты, дворцы, величественные храмы, прекрасные мавзолеи и неприступные форты всегда восхищали и удивляли путешественников. Богатство и блеск, подобно магниту, притягивали сюда искателей добычи и приключений из разных стран. Несколько раз город полностью стирался с лица земли, но, как птица феникс, вновь поднимался из пепла, ещё прекраснее, чем раньше.

Среди исследователей истории Дели нет единого мнения относительно того, сколько поселений существовало на территории нынешней индийской столицы. Дж.Неру писал, что в истории отмечено семь Дели, а Нью-Дели — восьмой город, построенный на этой древней земле. Известный историк П.Спир утверждал, что здесь было три главных центра заселения, вокруг которых в различные исторические эпохи существовало до 16 крепостных сооружений и поселений. Сайяд Ахмед Хан разделяет эту точку зрения и перечисляет следующие города.


1. Индрапрастха (Индрапат) — город времён легендарных братьев Пандавов.
2. Лалкот — город царя Анангпала.
3. Город Притхвираджа Чаухана.
4. Столица Кутбуддина Айбека.
5. Килокхери — город времён Джалалуддина.
6. Сири — город Алауддина Хилджи.
7. Туглакабад — город-крепость Гийасуддина Туглака.
8. Джахан Панах — город Мухаммада Шах Туглака.
9. Адилабад — город Мухаммад-ибн-Туглака.
10. Фирузабад — город времён Фирузшаха.
11. Хизарабад — город сайидского правителя Хизр Шаха.
12. Мубаракабад — город сайидского правителя Мубарака Шаха.
13. Дин Панах — город времён императора Хумаюна.
14. Салимгарх.
15. Шахджаханабад — столица Великих Моголов.
16. Нью-Дели.

МИФИЧЕСКАЯ ИНДРАПРАСТХА

Самое раннее упоминание о поселении, существовавшем на территории современного Дели, содержится в древнейшем эпосе “Махабхарата”, где упоминается город под названием Индрапрастха. Как полагают современные учёные, он располагался на берегу реки Ямуны (Джамны) между нынешней гробницей Хумаюна и крепостью Фирузшах-Котла. В поэме говорится, что до постройки города здесь было покрытое густым лесом безлюдное место, где обитали “злые духи”, поселившиеся в развалинах ещё более древних сооружений. Братья Пандавы, получив эту землю от своего слепого дяди Дхритараштры, согнали с нее туземных жителей “нагов” и “ташкаков”, расчистили лес и построили прекрасный город, дав ему имя бога Индры (“прастха” в переводе с санскрита означает “поселение”).

Белые дома города, как писалось в поэме, напоминали Амарвати, обитель “владыки бессмертных” — Индры. Некоторые индийские учёные, не подвергающие сомнению достоверность мифических событий, полагают, что создание Индрапрастхи можно отнести к ХХХ-ХХV вв. до н.э., т.е. 4,5 — 5 тыс. лет тому назад, хотя, естественно, трудно оперировать тысячелетиями, как, впрочем, и принимать на веру эти оценки. Нет достаточно надёжных документальных или иных свидетельств существования Индрапрастхи, однако приятно думать, что находишься в столь древнем городе, который, в самом деле, возможно, намного моложе.

Как долго Индрапрастха являлась столицей древнейшей империи и почему её покинули — неизвестно. В соответствии с одним из источников, правление мифического царя Юдхиштхиры продолжалось долго, и в течение тридцати поколений после воцарения на престоле его брата Арджуны город процветал. Некоторые другие исследователи эпоса полагают, что Пандавы правили здесь только 36 лет. Однажды, согласно легенде, Юдхиштхира увидел в своей пище муху и, посчитав это плохим знамением, предсказывающим закат династии, переместил двор в Хастинапур (около 100 км на северо-восток от Дели).

В храме Бхайрона Натха Юдхиштхира был провозглашён императором Индии. Со всех концов страны сюда съехались правители мелких царств. Среди них был и царь Дурьодхана. Его так поразило великолепие дворцов, что, ослеплённый богатствами, “он не мог отличить дверей от стен, искусственного пруда от сверкавшего пола”. Этот эффект, как свидетельствует Махабхарата, достигался сочетанием золотых колонн, хрустальных украшений и серебряных предметов, инкрустированных драгоценными камнями.

О Дели периода между мифической Индрапрастхой и IV—V вв. н.э. не известно практически ничего. Возможно, он не играл существенной роли в период империи Маурьев, так как их столица находилась в Паталипутре (ныне Патна). Даже когда буддийский император древней Индии Ашока (символ которого — колесо “чакра” — стал частью государственного герба и флага Индии, олицетворяя вечное поступательное движение) создавал ряд крупных памятников в виде высоких монолитных колонн из красного и розового песчаника, он не удостоил этой чести древнюю столицу Пандавов, хотя в соседних городах Меруте и Амбале такие колонны были установлены (273 — 236 гг. до н.э.).

 

ЛЕГЕНДАРНЫЙ РАДЖА ДХИЛУ. ЛАЛКОТ

История раннего Дели в настоящее время изучена плохо. В будущем учёные, возможно, смогут ответить, существовала ли Индрапрастха, почему её переименовали в Индрапат, когда она пришла в упадок и, наконец, исчезла с лица земли.

Сайяд Ахмед Хан писал, что “город Дели был основан королём Дехлу (Дхилу) около 340 г. н.э. на развалинах Индрапрастхи. Затем город принял нынешнее название, возможно, в память об основателе.

В соответствии с другой легендой, название столицы связывают с находящейся сейчас на территории Кутб-Минара железной колонной. Один ясновидец сказал правителю Анангпалу I, “перенёсшему столб, отлитый ещё во времена Индрапрастхи (!) из древней столицы Магадхи” на территорию современного Кутб-Минара: “Твоя империя будет прочно стоять до тех пор, пока останется нетронутым этот священный столб. Он покоится на голове у огромной змеи Шиш-Наг. Но в тот момент, когда её потревожат, империя рухнет”. Недоверчивый князь усомнился в правильности слов мудреца и приказал установить столб в другом месте. Когда его откопали, на дне ямы была обнаружена лужа крови. И как ни пытался потом Анангпал закрепить столб на прежнем месте, его империя действительно рухнула. “Неустойчивый, качающийся, мягкий” на хинди звучит “дхила”. Отсюда, как считают, и могло произойти название города.

Современное название — Delhi — англизированный вариант слова “Дилли”. Впервые приблизительно под таким названием город упоминается в I-II вв. Птолемей, посетивший Индию во II в., изобразил на своей карте местечко “Даидала”. Его отметка почти совпадает с современными координатами города. Тем не менее, ни Индрапрастха, ни Дилли не упоминаются, например, в летописях греческих историков, которые сопровождали Александра Македонского в походе на Восток и описали детально его завоевания в IV в. до н.э.

Ещё по одной версии, Дели основан раджпутским кланом Томаров в Х или XI вв. Однако хроники не сохранили ни точной даты, ни обстоятельств, при которых появился город. Томары якобы первоначально поселились на Аравалийских холмах, где сейчас расположены Президентские сады, а затем переместились в район искусственного водоёма Сурадж Кунд, где до наших дней сохранились остатки нескольких величественных монументов.

Шли годы, и, возможно, для отражения начавшихся набегов мусульманских завоевателей князь Анангпал II построил Лалкотский форт, первую крепость на территории города.

По легендам, дочь Анангпала Карпура Деви вышла замуж за правителя Аджмера Сомесвара и родила ему сына, который впоследствии стал известным военачальником Древней Индии — Притхвираджей Чауханом.

 

ДИНАСТИЯ ЧАУХАНОВ. НАЧАЛО МУСУЛЬМАНСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ СЕВЕРНОЙ ИНДИИ

Князья Чауханы правили Раджпутаной со столицей в Аджмере в течение многих веков. Притхвираджа был наиболее известным представителем этой династии. Он вошёл в мусульманские исторические хроники под именем Раи Питхора, и его столица также была Раи Питхора. Был расширен Лалкот, построенный Томарами. Вокруг города были возведены высокие бастионы. Тамерлан, посетивший крепость через 200 лет после её сооружения, писал в дневнике, что город был хорошо укреплён. В него вели 13 ворот.

Крепости Раи Питхора суждено было увидеть много интересных событий, связанных с первыми пришельцами-мусульманами. У городских ворот один из первых султанов Дели Алауддин Хилджи имел обыкновение разбивать такое количество чанов со спиртным, что “от вина слякоть была такая же, как и в муссоны”. Вся эта кампания проводилась против употребления запрещённых Кораном спиртных напитков. Здесь же напоказ выставлялись отрубленные головы пьяниц. Два раза из человеческих черепов сооружались целые горы “в назидание пьяницам, врагам султана и прочим нечистым и непокорным”.

Раи Питхора был процветающим поселением, и это подтверждается наличием в нём 27 храмов, впоследствии разрушенных Кутбуддином Айбеком. Из прекрасных колонн этих храмов Айбек построил мечеть Кувват-ул-ислам (в переводе с фарси “могущество ислама”), как бы утвердившую приход в Индию магометан.

Конец XII в. явился знаменательным моментом в истории Северной Индии. В 1192 г. произошло решающее сражение под Тараори между раджпутским правителем Дели индусом Притхвираджей Чауханом и мусульманином Мухаммадом Гури.

С большим уважением древние историки пишут о жене Чаухана. Провожая его на поле брани, она сказала: “О солнце Чауханов! Никто так полно не испил чашу удовольствий и славы, как ты. Жизнь — пустяк. Погибнуть героем — значит стать бессмертным”. После битвы она и все придворные предали себя огню. С последними языками пламени ушла в небытие и сильная индусская империя.

 

ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ. ПЕРВАЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ СТОЛИЦА МУСУЛЬМАНСКОЙ ИНДИИ

С воцарением в Дели в 1193 г. Кутбуддина, первого представителя так называемой “династии рабов” и создателя Кутб-Минара, город, ещё находившийся в пределах крепости Раи Питхора, начал быстро расти. Когда Кутбуддина сменил Илтутмыш, в архитектуре Дели намечается значительный расцвет.

Сейчас редко вспоминают известный Белый дворец Кутбуддина, Бирюзовый дворец Шамсуддина. Зелёный дворец Назируддина, Красный дворец Балбана и Чёрный павильон. Вся эта гамма красок была широко представлена внутри Раи Питхоры. В Дели начали стягиваться торговцы из Средней Азии, Ближнего Востока, воины и искатели приключений со всех краёв могущественного мусульманского мира.

Девять султанов из “династии рабов” внимательно заботились об укреплении стен крепости. Десятый — Кейкубад — переместил двор в новый специально построенный на берегу Джамны дворец, вокруг которого начала разрастаться ещё одна столица — Килокхери. Среднеазиатский энциклопедист Аль-Бируни и персидский ученый Феришта подтверждают в своих работах, что город Килокхери был основан султаном Кейкубадом.

Недолгое правление молодого султана было отмечено бесконечными дворцовыми интригами. Тем удивительнее, считают историки, что он занялся созданием новой столицы. По свидетельству иностранных послов, дворец Кейкубада был необычайной красоты; на берегу Джамны был разбит прекрасный сад.

Кейкубад был зарезан Джалалуддином Хилджи, влиятельным вельможей, который основал новую династию.

Ныне мало что сохранилось от столицы “династии рабов” и Хилджи, за исключением нагромождений камней в районе мусульманского университета Джамиа-Миллия, недалеко от водохранилища Окхла.

В течение последующего столетия султаны часто менялись. Дели разрастался, и все более увеличивалось его значение как экономического, политического и культурного центра. Из всех правителей периода Делийского султаната наиболее яркой фигурой был Алауддин, создатель Алаи Дарваза, — ворот, стоящих рядом с мечетью “Могущество ислама” на территории Кутб-Минара, Дворца тысячи колонн в предместье Сири и огромного водоёма Хауз-Кхас. Алауддин начал строительство башни Алаи-Минар, которая по высоте должна была вдвое превзойти уже существовавший Кутб-Минар.

 

СИРИ

В 1304 г. Алауддин Хилджи построил новую крепость. Она расположена в 5 км к северу от Кутб-Минара и называется Сири. Сегодня внутри когда-то стоявшего здесь города приютилась деревушка Шахпур-Джат, уже поглощенная столицей. Дети играют у разрушенных мечетей, усыпальниц и других сооружений. Заметны остатки расположенных полукругом высоких стен форта. Видны бастионы, укрепления и городские ворота. Стены Сири в ширину достигали 5 м и по тем временам были неприступны. В западной части города Алауддин построил искусственный водоём Хауз-Кхас площадью в 17 га, на берегах которого в 1398 г. Тамерлан разбил военный лагерь.

И сейчас руины вдоль Мехраули-Роуд около Хауз-Кхаса напоминают о былом существовании в этом районе “Дворца тысячи колонн”, который, по преданию, был построен на фундаменте из восьми тысяч черепов и скелетов монгольских завоевателей Индии.

“Тысяча колонн” была свидетелем не одного десятка трагических событий, в том числе убийства Алауддина одним из его фаворитов, которого впоследствии постигла та же участь — он был убит основателем новой династии — Гийасуддином Туглаком.

Губернатор Пенджаба Гийасуддин Туглак захватил Дели в 1320 г. Он построил новый, более укреплённый в военном отношении город Туглакабад, находящийся примерно в 10 км от Кутб-Минара. По преданию, главный дворец султана был сложен из золочёных кирпичей и на солнце сверкал так сильно, что невозможно было смотреть на него более пяти минут. В настоящее время этот пустынный форт — пристанище обезьян.

В ходе междоусобной борьбы феодальных правителей против Гийасуддина был организован заговор. Для этого наследный принц Мухаммад построил новый каменный павильон. Когда Гийасуддин верхом на слоне вошёл в него, павильон обвалился, и Мухаммад Туглак стал правителем мощной империи, охватывавшей не только Северную, но и часть Южной Индии. Современники считали его капризным фантазёром, и поэтому Мухаммад упоминается в летописях под кличкой “дурак”. Однажды султан решил перенести столицу в г.Даулатабад (ок. 1130 км от Дели). Преданные своему городу делийцы не захотели переезжать на новое место. Последовал приказ покинуть крепость в течение трёх дней. Когда могущественная цитадель опустела, был произведён поиск нежелавших уезжать. Нашли калеку и слепого. Калеку сразу же повесили, а слепого привязали к лошади и волоком тащили до самого Даулатабада. Через некоторое время Мухаммад понял, что успешно управлять страной можно, лишь владея Дели. Вновь был отдан приказ подняться с мест и вернуться в северную столицу.

 

РАЗРУШЕННАЯ ЦИТАДЕЛЬ СУЛТАНА

В сердце Дели, окруженная высокими зданиями и соседствующая с широкой автострадой Ринг-Роуд, стоит разрушенная крепость Фирузшах-Котла, или Фирузабад. Обожжённые солнцем руины и сегодня выглядят весьма впечатляюще, подтверждая своими контурами, что когда-то здесь высился величественный комплекс дворцово-крепостных сооружений.

Фирузабад был основан в 1354 г. императором Фирузшахом (1351 — 88 гг.). От внешней стены Фирузабада не осталось никаких следов, хотя летописцы и утверждают, что город простирался более чем на 9,5 км вдоль берегов Джамны до Хауз-Кхаса. Для получения строительного материала Фирузшах разобрал строения Сири и Джахан-Панах.

Массивные стены столицы достигали в высоту 20 м. В Фирузабаде было восемь мечетей, три караван-сарая и охотничья дача, не считая многочисленных дворцов. Немногое осталось сейчас от этого города: дворцовые стены, разрушенная мечеть Джама Масджид, круглая башня и монолитная колонна Ашоки, которая когда-то была увенчана золотым куполом, впоследствии похищенным маратхами и джатами. Фирузшах нашел ее близ Амбалы и был настолько поражён красотой колонны, что приказал перевезти её в свой дворец.

В Фирузшах-Котла было три главных дворца, в которых султан проводил официальные аудиенции. Самым известным был Махал-и-Ангур (Виноградный дворец.) Европейцы, посетившие Дели в XVII в., писали, что мечеть Джама Масджид внутри Фирузабада была увенчана четырьмя куполами, поддерживаемыми 260 тонкими колоннами. В этой мечети молился Тамерлан. Впоследствии он приказал соорудить такую же мечеть в Самарканде.

Достопримечательностью Фирузшах-Котла были широкие подземные ходы. Один из них вёл к реке, второй — к охотничьей даче на Ридже, а третий, самый длинный, — к крепости Раи Питхора.

Слава Фирузшах-Котла унесена ветрами времени, но колонна Ашоки по-прежнему упирается в небо, напоминая делийцам о величественном прошлом города и горделиво наблюдая за быстро растущим Дели конца XX века.

 

ОТ ТУГЛАКОВ К САЙИДАМ

В конце XIV в. Делийский султанат переживал очередной период смуты и нестабильности. Смерть Фирузшаха Туглака послужила для провинциальных наместников поводом для борьбы против центральной власти. В течение десяти последующих лет на троне сменилось пять султанов. Во время правления Махмуда Туглака, продолжавшегося 18 лет, на Дели был совершен набег полчищ Тамерлана.

Пройдя всю Северную Индию, в декабре 1398 г. Тамерлан (Тимур) подошёл к городу и разгромил туглакскую армию. Ещё до битвы, опасаясь бунта в своих караванах, он казнил 100 тыс. пленников, захваченных во время продвижения к столице. В Хауз-Кхасе Тамерлан принял депутацию делийцев, моливших о пощаде, и обещал спасти жителей города. Однако грабительское поведение тамерлановских солдат вызвало решительное сопротивление горожан. Разгневанный завоеватель приказал начисто истребить Дели. Погром длился несколько дней. В обозах покорителя Азии было увезено большое количество золота, а каждый воин его несметной армии привёз из Индии по крайней мере двадцать рабов.

Дели был разрушен и разграблен. А.Кадыр Бадауни, автор одной из хроник, писал: “Уцелевшие жители умирали либо от голода, либо от отравления трупным ядом. В течение двух месяцев даже птицы боялись пролетать над Дели”.

После того как Тамерлан оставил Дели, Махмуд не смог восстановить империю. Он умер в 1413 г. Делийская знать признала своим правителем Даулата Хан Лоди, однако Хизр Хан, наместник Пенджаба, сверг Лоди и в 1414 г. объявил о создании новой династии — Сайидов, которые правили в течение 30 лет, но не оставили заметного следа в истории города.

 

МОГОЛЬСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ИНДИИ

В 1421 г. сын основателя сайидской династии Мубарак Шах сменил на троне своего отца. В летописях указывалось, что Мубарак Шах построил Мубаракабад, хотя никаких следов этого города не обнаружено.

В 1451 г. афганский губернатор Бахлол Лоди захватил Дели и положил начало новой семье султанов. Сын Бахлола переселился в Агру и построил там Сикандерабад. Третий и последний правитель Ибрахим Лоди погиб в результате придворного заговора. Вновь наступили смутные времена. Путь для внешней агрессии со стороны более сильного противника был открыт.

В 1523 г. потомок Тамерлана Бабур начал поход на Индию. В 1525 г. при Панипате были разгромлены войска местного султана, и его армия была полностью уничтожена. Бабур занял Дели и Агру.

Сражение при Панипате ознаменовало конец правления в Дели пяти султанских династий, которое продолжалось более 300 лет (XIII—XVI вв.). Владения султаната перешли в руки Бабура, основателя блистательной череды могольских императоров.

 

ДИН ПАНАХ (“ПРИБЕЖИЩЕ ВЕРЫ”). СТОЛИЦА ХУМАЮНА

Одним из самых живописных памятников Дели является Пурана Кила, или Старая крепость, где в течение трёх тысячелетий существовало три столицы. Первая — полумифический город Индрапрастха, затем столица Хумаюна Дин Панах, а также крепость, построенная его противником - правителем Шершахом.

Бабур умер в 1530 г., оставив широко раскинувшееся, но очень нестабильное королевство. Его сын и преемник Хумаюн колебался в выборе места для своего тронного города между Агрой и Дели, но впоследствии остановился на последнем.

Хумаюн, хотя и был человеком весьма эрудированным, описывается историками как несколько ленивый. Пристрастие к наркотикам ослабляло жизненную его энергию. Тем не менее, в 1533 г. на берегу Джамны им был заложен фундамент нового города, который простирался от нынешней гробницы Хумаюна до Старой крепости.

Желание султана построить крепость было поддержано его советниками. В точно назначенный астрологами день весь двор и сам Хумаюн принесли молитву Всевышнему, и султан своей рукой уложил первый кирпич в землю. Почти через год возведение бастионов, ворот и некоторых дворцов Дин Панах было завершено.

В 1536 г. афганский правитель Бихара Шершах восстал против Хумаюна и расширил свои владения от Дели до Бенгалии. В 1538 г. Хумаюн бежал в Персию, а Шершах стал править Дели. Хумаюну пришлось провести несколько лет в изгнании, прежде чем он смог вернуться в свою прежнюю столицу.

 

СТОЛИЦА ШЕРШАХА СУРИ

Шершах Сури разрушил постройки изгнанника Хумаюна и начал на том же месте возводить свой собственный форт, Шергарх. Однако завершить строительство он не смог. Когда Хумаюн отвоевал столицу, он достроил Шергарх.

Протяжённость стен Старой крепости около 3,5 км. В неё ведут три главных входа: северный, южный и западный. Западные ворота считаются главными и выходят на дорогу Дели - Матхура. Северные ворота Талукки-Дарваза (Запретные ворота) — самые известные. Как повествует легенда, когда-то один из султанов поклялся, что не вернётся в город, если не разгромит противника. Султан вышел из Дели именно через эти ворота и погиб в бою, после чего они были замурованы навечно.

Материалом для создания Шергарха служили камни Фирузабада и Сири. Внешний периметр города составлял более 18 км. Двое ворот, стоящих сейчас на дороге Дели—Матхура (одни напротив главного входа в Старую крепость, другие — Кабульские, или Кровавые ворота, на ул. Бахадур Шах Зафара), как полагают, являлись границами Шергарха.

Два сооружения внутри Старой крепости мечеть и дворец Шер Мандал - были построены Шершахом в 1541 г. Мечеть богато украшена резьбой по камню. В начале XVII в. португальский путешественник Де Лает, посетивший Дели, писал, что “Шергарх начал разрушаться, многие дома снесены”. После смерти Хумаюна крепость утратила своё значение, потому что и сын его Акбар, и внук Джахангир правили империей из Агры.

 

ОТ ХУМАЮНА К ШАХ ДЖАХАНУ

После смерти Хумаюна императором стал его сын Акбар (1556 г.). При Акбаре Дели не был столицей Индии. Двор находился в прекрасном городе Фатехпур-Сикри, недалеко от Агры, который теперь иногда называют “мёртвым городом”. Когда обнаружилось, что в нём нет питьевой воды, императорский двор и все обитатели Фатехпур-Сикри покинули столицу.

Акбар не любил Дели. В 1564 г., когда он проезжал через город, на его жизнь было совершено покушение. Дели и его жители более не смогли снискать доверия Акбара.

После 50 лет правления Акбара на трон Великих Моголов взошёл его сын Джахангир, правивший 22 года (1605-1627 гг.). Дели в это время превратился во второстепенный город, а двор Джахангира находился попеременно то в Агре, то в Лахоре.

 

ДЕЛИ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ. ШАХДЖАХАНАБАД

Император Шах Джахан пришёл к власти в 1628 г. Он очень любил свою жену Мумтаз и в её честь воздвиг Тадж-Махал в г. Агре, который Рабиндранат Тагор называл “слезой на прекрасном лице вечности”. Беломраморные постройки Шах Джахана в Агре и Дели, созданные неизвестными народными мастерами, называют “великой мечтой о прекрасном”. В 1638 г. Шах Джахан перенес столицу из Агры в Дели и заложил фундамент нового города - Шахджаханабада.

Своё решение Шах Джахан обосновал изнуряющей агрской жарой. Интересно, что в своё время султан Сикандер Лоди, посчитав, что в Дели слишком жарко, перевёл на некоторое время свою столицу в Агру. Скорее всего, и в том, и в другом случае главенствовали стратегические мотивы.

Шах Джахан направил главного архитектора двора в Дели, чтобы тот нашёл место для строительства новой столицы. Выбор пал на участок Талкаторских садов и холма Райсины. Здесь в изобилии наличествовала вода и зелень, а холм самой природой был создан для крепости. (Затем на этом месте англичане построили дворец вице-короля). Уже было решено построить цитадель из красного песчаника, но лучшие архитекторы того времени Хамид и Хира отвергли идею создания нового города в этом районе, ибо под холмом Райсины залегало множество минеральных солей, которые могли разрушить песчаник. Они посоветовали избрать в качестве строительной площадки свободные пространства на берегу Джамны, куда обычно стекались торговцы зерном из Харианы, привозившие по реке свой товар на делийские базары.

Потребовалось девять лет, чтобы завершить новый город Шахджаханабад и его форт. Работы были закончены к 1648 г. Ворота были названы в соответствии с теми городами, куда вели дороги, проходившие через них. Всего было 13 ворот, но до наших дней сохранились лишь пять.

После длительных бесед с астрологами Шах Джахан выбрал специальный день для открытия форта. Величественная процессия возглавлялась самим императором. Официальный историк двора Шах Джахана Мухаммед Салил так описывал первый приём императора в зале общих аудиенций Диван-и-Ам: “24-го дня месяца раби 1648 г. император въехал в форт через ворота, обращённые к реке, и участвовал в первом приёме, проводившемся в Красном Форте. Крыши, стены и колоннада зала приёмов были выложены турецким бархатом и китайскими шелками. Величественный навес над троном держался на золотых колоннах, в которые венками были вплетены настоящие бриллианты ...”. И далее: “Принц Дара Шикох обсыпал Шах Джахана золотыми и серебряными монетами и драгоценными камнями. Внутри Красного форта в фонтанах плескались рыбы, на хвостах у которых были прикреплены золотые кольца с бриллиантом и двумя жемчужинами”.

Пуск канала, некогда проходившего через Чандни-Чоук, явился большим праздником для жителей города. Император приказал в этот день зажечь светильники около каждого дома. Народ ликовал и радовался. Как повествует молва, одна старая женщина не зажгла светильник в тот вечер. На вопросы императорских солдат она ответила: “Скажите императору, чтоб он прекратил это празднество. Канал — источник всех бед, он принесёт несчастье и смерть сотням людей”. Её предсказание оправдалось. Канал начал гнить и превратился в рассадник малярии. Затем его несколько раз пытались очистить, но ничего не получалось, а в 1910 г. он был закрыт навсегда.

Две длинные, как стрелы, улицы пересекали Шахджаханабад перпендикулярно друг другу — Фаиз Базар и Чандни-Чоук. Обе улицы были украшены ровными рядами деревьев. Вокруг стояли просторные мечети, прекрасные сады, акведуки, фонтаны. Около мечети Джама Масджид располагались благотворительные учреждения для бедняков и сирот, медицинские пункты и приюты для путешественников.

“Зонирование” кварталов, или расселение жителей по профессионально-кастовому принципу, несмотря на то, что здесь главным образом живут мусульмане, сохранилось до сих пор. Были районы врачей, повивальных бабок, парикмахеров, прачек, садовников, торговцев специями и т.д. Специальные кварталы отводились гильдиям купцов и ремесленников. В то время в окрестностях Дели было много садов, память о которых сегодня сохранилась лишь в названиях районов: Джорбагх, Кэролбагх и др. (на хинди “багх” означает “сад”).

 

ЗАКАТ ИМПЕРИИ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

Годы правления сына Шах Джахана — Аурангзеба (1658—1707 гг.) иногда называются “пятью десятилетями самой ужасной религиозной нетерпимости”. Упрятав в Агрский форт состарившегося отца, Аурангзеб безжалостно расправился и со своими братьями. Истерзанное тело принца Дара было привязано к спине слона и в течение нескольких дней демонстрировалось по всем главным улицам и базарам города. В 1675 г. был обезглавлен сикхский гуру Тегх Бахадур. Срез баньянового дерева, под которым состоялась казнь, до сих пор стоит во дворе гурудвары Сис-Гандж на Чандни-Чоук.

Во время правления Аурангзеба был создан ряд памятников, но все они несут на себе печать заката могольской архитектуры. Одним из примеров является Моти-Масджид (“Жемчужная мечеть”) в Красном форте.

После смерти Аурангзеба на делийском престоле началась императорская чехарда. Убийства и дворцовые перевороты следовали один за другим. В это время император Персии Надир Шах разбил могольские войска у Карнала (1739 г.) и направил часть своего отряда на захват Дели. Город сдался, и Надир Шах победоносно вошёл в него. Началась резня. Были убиты десятки тысяч мирных жителей. Знаменитый Павлиний трон и бесценный бриллиант “Кохинур” (“гора света”) были увезены в Персию. Из Дели были вывезены лучшие архитекторы, резчики по камню и ювелиры, чтобы построить Надир Шаху такой же прекрасный город, как Дели.

Менялись визири и султаны, Дели разрастался, а империя ослабевала. Усилились набеги маратхов, джатов. Императорская казна опустела. Потомки Бабура и Шах Джахана тайком распродавали старую мебель. Город приходил в упадок.

В 1764 г. Шах Алам, лишившийся всех земель, под натиском англичан подписал Аллахабадский договор, по которому огромные территории Индии отдавались Ост-Индской компании. Вновь нагрянули афганские полчища. Вождь рохиллов Гулам Кадыр захватил Дели в 1788 г. и ослепил Шах Алама. За два дня погибло 22 потомка могольских императоров. Из стен дворцов извлекались драгоценные камни. Не пощадили даже соборную мечеть Джама Масджид, с одной из башен которой завоеватели сняли золочёный купол. На Кадыр Шаха наступали другие завоеватели. Так продолжалось до 1798 г., пока над Красным фортом не поднялся обагрённый кровью индийцев английский флаг.

Наступил новый этап почти двухсотлетнего британского владычества в Индии. На престоле Дели восседали деградировавшие потомки Моголов, не желавшие бороться с чужеземными завоевателями. В последующие пятьдесят лет нарастала волна народного протеста против англичан, мощным потоком вылившаяся в сипайское восстание 1857 г.

Первые сигналы к борьбе прозвучали в Меруте 10 мая 1857 г. Достигнув Дели, восстание охватило форт, распространяясь, как огонь, на прилегающие города. Сражения продолжались до сентября, пока император Бахадур Шах не сдался в плен англичанам. Английский полковник Хадсон расстрелял всех оставшихся в живых принцев, а Бахадур Шах навечно был сослан в Рангун, тогдашнее захолустье Британской Империи.

Эти события привели к тому, что Англия стала безраздельно господствовать над Индией. Британская администрация находилась в Калькутте, а Дели стал постепенно утрачивать своё значение. Однако культурная жизнь бывшей столицы не прекращалась: здесь работали многие великие поэты, писатели и учёные.

1 января 1877 г. делийцам торжественно объявили, что британская королева Виктория—отныне императрица Индии. 12 декабря 1911 г. в присутствии Георга V в Красном форте было объявлено о переносе престола английского вице-короля из Калькутты в Дели. Началось строительство Нового Дели (Нью-Дели).

Древний город был свидетелем всей героической борьбы индийского народа за независимость. 15 августа 1947 г. над Красным Фортом индийской столицы взвился трёхцветный флаг независимой Индии, поднятый её выдающимся сыном — Джавахарлалом Неру.

 

НЬЮ-ДЕЛИ

Что же представляет собой сегодняшний Дели, один из крупнейших городов Азии?

Как и всем другим городам Индии и мегаполисам вообще, Дели свойственны свои проблемы, и одна из главных — непрерывный рост населения. С 1947 г. число жителей Дели увеличилось более чем в шесть раз и в 1981 г. составляло 6 млн. чел., а к 2000 г. удвоилось и достигло 13 млн. чел.

Соотношение полов (число женщин на 1000 мужчин) – 830. Годовые темпы прироста населения – 4,5%. Уровень грамотности – 85% (средний по стране - 62%). Годовой доход на душу населения – 5315 рупий. На начало 2000 г. в городе зарегистрировано 3,2 млн. автотранспортных средств.

Дели - один из ведущих промышленных центров Индии, ее важнейший торгово-транспортный узел. Для Дели характерен бурный промышленный рост. За последние годы на окраинах столицы, на месте прежних деревень возникли крупные индустриальные районы, значительно возрос удельный вес таких современных высокотехнологичных отраслей, как точное машиностроение, металлообработка, химия. Важную роль играют мелкие предприятия, на которых изготовляется большая часть тканей, одежды, посуды, изделий из кожи.

На сегодняшний день в Дели находятся 137 тыс. промышленных предприятий, на которых занято 1,1 млн. человек. В эти предприятия вложено 25,2 млрд. рупий, и они производят продукции на 63 млрд. рупий.

В Дели два аэропорта, три железнодорожных вокзала и три междугородных автовокзала. Город располагает 423 медицинскими учреждениями больничного профиля и 740 бесплатными амбулаториями с общим числом коек – 24 000. В Дели 2301 начальная, 590 средних школ и 1412 учреждений среднего специального образования. Здесь 85 учебных колледжей общего профиля, четыре - медицинских, пять - инженерных, два - гомеопатических, один - традиционных систем индийской медицины и одно училище для среднего медперсонала. В столице функционирует четыре университета, семь филиалов университетов и один заочный университет.

Как и большинство мегаполисов, Дели сталкивается с проблемой стремительного и бесконтрольного роста населения, прежде всего за счет мигрантов. В свою очередь это влечет за собой безработицу, осложняет функционирование городских систем жизнеобеспечения, создает угрозу экологии. В 1990 г. был одобрен новый Генеральный план развития, главной целью которого также является регулирование роста населения Дели, защита окружающей среды за счет вытеснения из города экологически “грязных” производственных предприятий и др.

Многое ещё придётся сделать индийскому правительству, чтобы превратить столицу своей республики в “великую мечту о прекрасном”. Залог этому существует — уверенное поступательное движение страны по пути независимости и социально-экономических преобразований.

 

ЧАСТЬ II
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ
 
 
 

 
 


TopList Rambler's Top100 Rambler's Top100
 
 
    Идея сайта - VP