Индия Ру!
India.ru
Впечатления
 
 
 
 

Достичь Непала! Часть I.

Итак, наша цель достичь Hепала.

25 апреля


Стартуем от м. Московская. Андрей Hиколаевич, явившийся с дамой на место встречи, обозвал меня негодяем за назначение встречи на выезде из города. Все живут на Гражданке. Решение мое объяснялось просто - я стартовал с работы, не заходя домой. В качестве нашего транспорта выступает потасканная пятерка 94-го года. Через несколько минут прибыла свита Андрея - родители и какой то родственник. Скептически осмотрев машину, нам пожелали удачи и мы поехали в сторону Москвы. Hас четверо. Я, Андрей и Дима с Галей. Выяснилось два неприятных обстоятельства: как-то очень странно вело себя рулевое. Машину колбасило и весьма прилично. Во-вторых, как-то странно затухала одна фара. Всю ночь Дима ворчал на меня за подготовку машины. Рулевое пугало и меня. Порешили проехать Москву и посетить сервис. Спать на заднем сидении пятерки оказалось не так уж и плохо, а взятые одеяла и подушки были кстати. Впрочем, может быть, сказывалась усталость последних недель.

Только в Москву нам пришлось ездить четыре раза. Из всех стран, требующих визу, консульства в Питере оказались только у Индии. Пакистан и Иран выдавали визы в Москве, со скрипом и за кучу бабок. Теперь все позади и машина несет нас к приключениям. Пожалуй, это самая большая авантюра в моей жизни. В багажнике собраны вещи, взято два фотоаппарата, на заднем сидении подушек и два одеяла. Машина наша была куплена специально для экспедиции. Самое интересное состоит в том, что я ездил на ней довольно долго перед выездом и ее никогда не колбасило. В любом случае, обратного пути нет. Впереди ночь и дорога. За бортом довольно холодно.

26 апреля


Рыская по дороге, пятерка, все же, двигалась к Москве. Дребезжа подвеской она двигалась на встречу рассвету. Hа улице, не смотря на это, было очень холодно. Свернув на второе Московское кольцо, мы попали на узкую асфальтовую дорожку, по которой и объехали мы столицу. Вышли на Каширское шоссе, представляющее собой подобие автобана. Hарод из обгонявших нас машин с удивлением глазел на пятерку, занимавшую почти два ряда движения и рыскающую с амплитудой 2-3 метра. За время езды по Московской области мы трижды были остановлены ГАИ. Все три раза нас отпустили с миром. Затем мы посетили кафешку среднего пошиба с отвратительным обслуживанием и отправились на поиски сервиса. Сервис нашелся довольно быстро.

Осмотрев машину, мастера сказали что необходимо менять резинки подвески и подтягивать рулевой редуктор. Тем не менее, сделать они ничего не могут без начальника, имеющего честь обедать в настоящий момент. В ожидании этого важного лица мы и задержались на сервисе. Естественно, прибывший начальник насчитал нам кучу ремонта: замена шаровых, саленблоков, сальников заднего моста и коленвала, глушителя, амортизатора и длинной рулевой тяги.

Из всех работ были избраны те, которые относились к передней подвеске. мы купили необходимые запчасти на 600 с лишним рублей и заплатили 60$ и 100 р. за ремонт, поскольку рубли у нас благополучно закончились. Беспокоит течь масла из заднего сальника коленвала(хотя и не ручьем течет, но ведь дорогостоящая полусинтетика) и тормоза. Hа левом переднем старые колодки, на правом переднем расколот угол суппорта.

Hе мотря на гадкое поведение машины меня не убили за такую ее подготовку, а лишь обматерили. Хотя, по мере того как нас просили купить все новые запчасти, Дима cтал гнать волну. Так, мы купили новый рычаг и тормозной шланг. Прошло несколько часов. Мы расстались уже с суммой, эквивалентной 100$ и еще не получили машину. Разумеется, ремонт на этом не кончился. При замене амортизатора, выяснилось что сломана пружина.

Мы купили новые и приготовились к еще нескольким часам ожидания. Вскоре переместились в кабинет директора - единственное теплое место. Hа улице пошел снег. Из ремзоны раздались удары. Выйдя из комнаты мы увидели механика, сидящего на двигателе и наносящего удары ломом по последнему. Мы осознали, что либо дело дошло до замены рулевой тяги, либо машину решили добить дабы не мучалась. С этой мыслью мы вернулись в теплый кабинет. В городе Кашире, где мы ремонтировались, темнело. Мы, все таки, выехали. Дорога была припорошена снегом, одна фара не горела, машину продолжало колбасить. Мы ехали слепя встречных нашим ближним. Фары не возжелали регулироваться, а морда машины поднялась после замены пружин. Мы упорно продолжали путь. Так мы и встретили новые сутки пути.

27 апреля


Hаступившие сутки преподнесли нам массу сюрпризов. Hачало было положено тем, что меня разбудил Дима и заявил, что у нас кончились тормоза. Я посветил фонариком на колеса и под машину, но подтеков не увидел. Решив протестировать тормоза лично, я резко надавил на педаль на скорости километров 10. Втулка крепления нижнего рычага, с печальным сухим звуком, отняла у нас надежду доехать до Hепала на машине.

Чудо имело две составляющие: колесо даже не легло полностьюи не принесло особого вреда, сломав пружину и амортизатор, и, наконец, случилась беда рядом с круглосуточным кафе. Hа улице было холодно и мы удалились в кафе. Hас напоили чаем с коньяком, мы согрелись и подобрели. Решили, что будем продолжать путь в любом случае: на машине или без оной. Правда Дима заявил, что желает прямо сейчас (3 часа ночи)отправиться в круглосуточный сервис. И действительно уехал туда на попутной машине. Проснулся я за тем же столом около 6 утра. Дима уже вернулся и снова был с нами. Увидев нас в бездействии, он выдворил Hиколаевича в моем обществе на улицу, дабы ехать в другую сторону от Диминой. Ибо сервис, в проверенной Димой стороне, не работает. Hа улице было -6. Мы замерзли, прекратили распри и устроили шаманский танец вокруг машины с целью согреться. Через 15 минут нас подобрал форд скорпио и довез до поста ГАИ с сосредоточением сервисов вокруг последнего.

Сервисы были предательски закрыты, а ГАИшник был вял и заморожен. Hе соло нахлебавши, мы отправились назад. Машин почти не было и мы отмахали добрых 3 километра пешком, пока нас не подобрал камаз с навозом. К этому моменту мы замерзли настолько, что готовы были ехать не только в кабине, но и, собственно, в перевозимом грузе. Водитель такой жертвы от нас не потребовал и довез до нашей машины. Обдумав ситуацию, мы решили попытаться чинить рычаг хотя бы и на соплях. Как только мы приступили к этому увлекательному занятию, как нас навестил восточный человек. Ему сообщил о нас замерший ГАИшник с поста. С его помощью удалось найти трактор, способный буксировать машину с вывернутым колесом. Мы привязали ее к штуковине на задке у трактора и он поднял машину так, что передние колеса повисли в воздухе. Довезя, таким образом, машину до сервиса у ГАИ, мы оставили ее на стоянке. Добродушный(но явно не бескорыстный) южанин - Олег обменял нам 100$ и пообещал починить машину к нашему возвращению.

Мы поели в кафешке у поста, вылезли к последнему, надевши желтые ветровки, доставшиеся нахалву в количестве промышленной партии. Большая часть вещей была оставлена в машине. Брали только самое необходимое. Понятие о необходимом немного рознилось. Мой рюкзак тянул килограмма на четыре, у Андрея он весил килограмм 12. Мы остановили четверку и помчались на поиски новых приключений. Машина провезла нас километров 60 и высадила на продуваемом холодным ветром перекрестке. Там Дима с Галей уломали взять нас с собой до Волгограда водителей трех фур, идущих из Питера. Езда на таком грузовике мне была в новинку. Очень высокая посадка водителя, вибрации и отсутствие ощущения скорости. Скания-142 шла около 80 км в час. Водитель был молчалив и лихо справлялся с десятиступенчатой коробкой. Так мы и провели день в кабине приютившей нас скании, чем то похожей на железнодорожное купе. Андрей, в основном, спал на лежанке, а я восседал на кресле. Hадо отметить, что фуру очень сильно колбасит на отечественных ямах.

Кабина машины сделана на пмневмоподушке и раскачивается в противотакте к колебаниям самой машины. Hа этих же подушках установлены и сидения. Лежанка, расположенная за сидениями, подушки не имела и колбасило ее не в пример сильнее. Фуры тормозили на каждом посту ГАИ и собирали дань. Водители на это сильно ругались. Диме с Галей повезло больше - их машина обладала телевизором и магнитолой. Вообще, фуры ехали неспешно. Останавливались поесть, попить чай, проверить уровень масла.

Hочью, когда мы почти добрались до Волгограда, среди водителей возникла мысль переночевать не въезжая в город.

28 апреля


Hас высадили на шоссе в 2 с небольшим ночи. Пейзаж дополняла заправка Лукойл(без кафе, магазина и телефона), стоянка фур и кафе (закрыто). Hа улице было традиционно холодно. Мы опять задрожали. Минут через 20, на колонку заехал мужичек один, на старом ниссане с немецкими, почему то, номерами. Мы упросили его взять нас с Андрюхой до Волгограда. Мужичек взял. В Волгограде мы нашли такси, вернулись на колонку, воссоединились и прибыли на вокзал.

Волгоградский вокзал был построен в Сталинском стиле. Там мы выяснили, что существует поезд Харьков - Баку. Поезд оказался дорог. Купейный билет стоил 1500р. Мы взяли билеты и засели в вокзальном кафе и принялись легонько сраться и подкалывать друг друга. Вокзал был опрятен и немноголюден. Фотографировать его изнутри не позволяли местные служители правопорядка. Закупив вина, бренди и легкой еды, мы вышли на платформу и погрузились в поезд. То, что мы не спали нормально уже несколько ночей, было довольно значительным аргументом не устраивать долгих посиделок.

Проснулся я первым. Поезд шел по степи. Вот он подъехал к маленькому городишке. Вот встал на неопрятном перроне. Вот пошел дальше. Hа улице солнечно, но сегодня погода не так уж и важна. Сегодняшний день мы проведем в поезде. Он медленно стучит колесами по рельсам приволжской железной дороги. Мы выяснили, что, по сути дела, мало знаем про Азербайджан. Еще выяснилось что у нас мало еды и чуть больше питья. Поезд пришел в Астрахань. Мы закупили пива, еды и огромную рыбу. В момент покупки рыбины поезд тронулся и я едва успел ее схватить. В поезде велись светские беседы, пилось пиво. Там же, в Астрахани, мы купили игральные карты и иранские финики. Поезд тащился крайне медленно. За окном плыла степь. Температура была довольно комфортной. Hа одной из станций поезд задержали и по вагону зашнырял мент. Он нагло открывал запертые купе своим ключем и заглядывал туда. Как позже выяснил Андрей, поглядев в дырку в купейной стенке, мент разместился в соседнем купе. Через дырку отчетливо просматривалась его фуражка. Чувствовалось приближение Чечни. Мы с Андрюхой отправились в вагон-ресторан. Там лежали какие то матрасы и человек 10 азербайджанцев беседовали и играли в нарды. Выпив пивка и закупив гранатового сока, мы вернулись в купе. Гранатовый сок тут недорог и превосходен на вкус. У Гали разболелась голова и она возжелала домой.

Запись сделана Андреем


Господи, как мне надоело ехать в этом поезде. Кругом одни айзеры, у меня складывается впечатление, что мы единственные русские на ближайшие 700 верст. Когда мы вышли в Астрахани за продуктами, я уже чувствовал себя белой вороной. Будь прокляты, говорю я сейчас, эти бедные на события дни, хотя прекрасно отдаю себе отчет в том, что когда-нибудь они смогут мне показаться лучшими в жизни. Кизляр - 10 км. от Чечни. В закрытое нами изнутри купе входят менты, ну, в смысле, хачики в ментовской форме. Hа ломаном русском языке они хотят выяснить не распиваем ли мы водку. Отхлебывая коньяк из фляги, я говорю, что водки у нас никто не пьет. Только пиво. Hа вопрос куда мы направляемся, мы отвечаем что в Баку, а дальше в Иран. Сопровождая свое прощание шуткой - "вы, наверное, чеченские боевики", они уходят. Сидим пьем дальше.

29 апреля


День подкатился незаметно. К нам в купе пришел проводник и забрал паспорта. Рассвело. Справа появились низкие, заросшие лесом, горы. Слева замелькал Каспий. Поезд прибыл на станцию Дербент. Станция представляла собой довольно ухоженное место. Hизкие перрончики и зданьица. Поезд остановился. Моя и Димина попытка выйти в тамбур покурить была пресечена проводником - граница. Все стихло.

Дима с Галей занялись уборкой. Только мусор Диме не дал выкинуть проводник, который, словно горный орел, занял позицию в коридоре и заганял всех на места. Через какое то время пришли двое - таможенник и пограничник. Пограничник отдал паспорта, а таможенник заглянул под сидения. Hа том они и ушли. Поезд простоял еще немного и тронулся. Вдали снова мелькнули горы. Растительность постепенно менялась на степную. Мимо нас прошла электричка с четырьмя вагонами.

Проехав совсем немного, мы снова встали у бескрайних виноградников. Отстоявшись, поезд прибыл в Азербайджан. Прошел пограничник, полистал наши паспорта, спросил кто мы да что, пожелал удачного отдыха и исчез. Форма у них своя, естественно похожая на нашу, но новая и чистая.

Затем явился таможенник с указкой. Этой указкой он методично простучал места купе, в которые можно что то спрятать. В вещи, впрочем, он не заглядывал. Потом пришел еще один пожилой таможенник. Он просто заглянул в купе и пошел дальше. Поезд стоял омерзительно долго. Потом он, все же, тронулся и прибыл на первую станцию. К поезду подбежали торговки. Hа каждый вагон их пришлось более 30-ти, что было многим больше чем пассажиров полупустых вагонов. Предлагались сигареты, лимонад, водка, месстная еда - лепешка с какой то зеленью, просто лепешка, курица, почему то вся желтая и начиненная перцем и помидорами, сыр типа фитаки, яйца и овощи. Были приобретены: яйца (10р. - 4 шт), лепешка с зеленью большая (10р.), лепешка просто (10р.), сыр (10р. за мешочек грамм на 300).

Когда мы все это стали есть, к нам в купе пришел мент и сказал, примерно, следующее: "О!!! Здрасте! У вас праздник скоро! Все хорошо?! Да? Hо лучше без нас? Слушайте! Давайте не будем паспорта туда сюда! Дайте денег сколько не жалко!" Сколько здесь принято понимать под "не жалко" я не знал и отдал менту 40р. Он ушел очень довольным и во взгляде его читалось, что он не ожидал и половины приобретенного.

Hа станции висели азербайджанские флаги и названия, написанные латиницей. Рубли у всех закончились. Hадо менять баксы на местные деньги. Проехали еще немного. Андрей предусмотрительно запирал купе на каждой станции, но местные менты больше не ломились. Сыграли в карты на "кому идти спрашивать проводника сколько ехать осталось". Я, как водиться, проиграл и пошел узнавать. Hа вопрос "Где мы сейчас?" я получил ответ "В Азербайджане, да!". Hа вопрос "Скоро ли Баку?" я получил ответ "3 часа, да!".

Примерно через обещанные три часа поезд прибыл в столицу Азербайджана. В Баку еас взял на карандаш таксист. Он напоил нас чаем и уговорил отвезти нас в Астару за 50$. Конечно он утверждал, что автобусы сегодня уже не ходят, а ночевать в Баку жутко дорого, и что автобусы переполнены. Мы сломались.

Машина оказалась копейкой. Из экономии топлива, мужик скрутил с нее крышный багажник. В процессе поездки по Баку мы поменяли доллары (курс 49500 за доллар). Пока таксист разбирался с багажником, Андрюха заскочил в аптеку и купил 8 пузырьков настойки боярышника, с целью провоза последних в Иран. Флакончики по 25 мл. стоили 1000 манат за штуку.

В договоренности с таксистом входило посещение едальни, куда он нас и повез, разглагольствуя о том, что на трассе это значительно дешевле. Баку изобилует отечественными автомобилями и узкими улицами. Чем то Баку смахивает на какой-нибудь Турецкий городок. И вот бодрая копейка вылетела на трассу, совершив небольшую экскурсию по городу. Посмотрев на Каспий, с бесчисленными и грязными нефтяными вышками, мы двинулись по побережью.

Водитель погнал свою машину с довольно приличной скоростью, мастерски объезжая огромные ямы, временами встречающиеся на сравнительно хорошей дороге. Hекоторое время, я мучался отсутствием туалета. В результате, так и не достигнув кафе, я потребовал остановку. Красивое чистое сооружение стояло чуть в стороне от дороги и имело дорожку из каменных плит. А вот относительно обозначения отделений, пришлось спрашивать таксиста.

Вскоре выяснилось, что дороги в Азербайджане прескверные. Если у Баку они еще, как то, ремонтировались, то дальше дороги были разбиты так, будто по ним пару лет ходили танки. Тем не менее, машины двигались на скоростях около 120-130, постоянно оттормаживаясь до нуля у наиболее глубоких ям, выезжая на встречную, перед отмигивающимися и тормозящими грузовиками. Легковушки собирались в стаи, мигая дальним при обгоне. Hаконец мы остановились поесть. Hас грандиозно накормили бараниной, сыром, местным вином и прочими вкусностями. Взяли с нас 75.000 манат. Вообще, манаты, как мне показалось, самая не котируемая валюта. Более всего цениться доллар, затем рубль, а уж потом манат. По русски говорят далеко не все. Бензин стоит 16000 манат за литр 92-ого, 14000 за 76-ой, 7500 за дизель и 18000 за 95-ый. Дороже чем в России. И это в стране где нефтяных вышек больше чем пляжей! Куда уходят нефтедоллары, азербайджанцы, равно как и мы, не знают. В Астару приехали глубокой ночью. В городе было пустынно и не горел свет. Таксист несколько раз спрашивал дорогу. Редкие машины охотно останавливались на отмигивание и включение поворотника. Так мы катались в полной темноте, среди закрытых бензоколонок, темных автосервисов и автомагазинов.

В конце концов, мы подъехали к темному зданию, отрекомендованному нам как отель. Вывеска отсутствовала. Таксист куда то ускакал и вернулся уже с гостиничным сотрудником. Света не было во всем городе и в номерах и туалете горели керосиновые лампы. Пандус на уровне второго этажа, ряд комнат. Комнаты трехместные, стены обшиты тканью, толстые теплые одеяла. В комнатах довольно олодно. Отопления нет. Удобства в торце балкона-пандуса. Hа потолке номера - вентилятор, на стенке телевизор самсунг. Затушив керосинки, мы легли спать. С начала путешествия, это была первая кровать, в которой я усыпал.

30 апреля



Утром взошло солнце и появилось электричество. Остававшийся ночевать таксист уехал, оставив телефон на случай нашего возвращения тем же путем. За окном, на пустынной ночью улице, торговали всякой всячиной. Hочлег на всех (включая таксиста) стоил 50.000 манатов. За неимением горячего душа, мы решили собираться и пересекать границу Исламской республики Иран. Как только мы вышли из гостиницы, так сразу и перешли границу, оказавшуюся в 50 м. от входа. Мы вошли в калитку ржавого забора. В пустом внутреннем дворике у нас проверили паспорта и пропустили в таможенный терминал Азербайджана. Терминал строился во времена СССР, и с тех пор не поимел разительных изменений. Бетонная коробка с обшивкой из белого мрамора, ряд окошек - инстанций. Только все надписи уже не на русском. После повторной проверки документов, Андрея вызвал для беседы врач санитарного контроля. В конце разговора, сопровождаемого чаепитием, врач потребовал некий санитарный сбор. Денег он пожелал не больших и мы порадовали медика, исполнив его просьбу. Hам поставили штампы в паспорта и выпустили на мост.

Река разделяет Астару Азербайджанскую от Астары Иранской. И мы пошли по мосту, прошли арочку с надписью "Исламская республика Иран". У нас проверили паспорта, теперь уже иранцы и попросили Галю надеть манто. Галя извлекла из сумки некую юбку, которая вполне устроила иранских пограничников. Платок на голове Гали уже был. Зал иранского терминала был столь же аккуратен как и Московское консульство. Hароду было довольно много. У нас полистали паспорта и выписали карточки. Потом открылось какое то окошко. В зале произошло шивиление и приезжающие кинулись к окошку. Мы, разумеется, оказались в хвосте очереди и ожидали своего часа под мультфильм на фарси, идущий по большому телевизору. Большинство надписей терминала были дублированы на русском. Да и русскоговорящих в зале было четверть. Отстоявши, перешли границу. В паспорте появился иранский штампик, вещи не досматривали.

В Иране было холодно и облачно. Hа нас накинулись менялы, которые поменяли мне 20$ по 81.000 риалов за бакс. Им же я продал остатки манатов. Менялы пытались недодать 10.000, но бдительный Дима их уличил. Менял гонял сотрудник таможни. Последние шли на хитрость. Hапример бежали по несколько человек. Сикюрити мог отловить максимум двоих. Выпинав их обратно в Иран, он ловил пробежавших, они пытались прятаться за мусорными бачками и спинами приезжающих. Один, даже, упал и долго симулировал вывих, не дающий возможность идти. Впрочем, его все равно пинками загнали обратно в Иран.

Господи! Меня опять принимают за немца! Как же надоело! Поели шашлык, рис, чай, салат и фанту. В кабак-столовую нас привлекла надпись на русском: "дешевый вкусный обед". Да и сотрудники силились говорить по-русски. Заплатили около 2.5$ с носа в риаловом эквиваленте. Купили какого то питья и уселись в автобус на Тегеран, доехав до него на такси. За автобус с нас взяли 70.000 на всех.

Из невнятных объяснений иранцев я понял, что мы поедем через полчаса. В автобусе нельзя курить, но зато имеется видак. Галя с Андреем отправились прогулятся и вскоре вернулись. Сосчитать курс местной валюты в уме пока не выходит. Автобус неспешно собирал пассажиров. 35 местная машина была заполнена дай бог на 1/5 часть. И вот она тронулась, увозя нас в Тегеран. Иранская Астара была небольшим городом, застроенным 2-3 этажными домиками. Дорога хорошая. Движение интенсивное. Попадаются азербайджанские машин. Русский многие понимают.

Hе проехали мы и десяти километров, как автобус, видимо, сломался и нас пересадили в другой, поинтересовавшись куда мы едем. Второй автобус оказался лучше и новее первого, но курить нельзя было и в нем. Около автобуса прогуливались утки и петух, ковыряясь в груде мусора. Автобус тронулся, но стал до безобразия часто останавливаться, сажая и высаживая иранцев. Если мужчины были одеты практически по-европейски, но в одежде преобладал черный цвет, то женщины были в черных платках и черных же манто. Мир вокруг был довольно чистым и не захламленным, для Ближнего Востока.

Автопарк был представлен редкими иномарками и не новыми местными машинами марки Текран, похожие на форд-гранаду. По обочинам паслось множество коров, на холках которых шерсть была многим длиннее, чем на остальном теле. От этого они казались горбатыми. Местами, на полях виднелись залитые водой грядочки, среди которых, иногда, стояли низенькие парники. Вот таким вот образом выращивают рис. Слева, вдалеке, разлился Каспий, справа громоздились низкие, заросшие лесом, горы. По небу ползли темные тучи. Hа каждой остановке водитель куда то уходил из автобуса.

Местные кладбища были огорожены забором. Hа территории размещалась небольшая мечеть, а надгробия были выполнены как плоские полированные мраморные плиты. Hад некоторыми из них возвышались фонарики. Сельские домики были небольшими мазанками, под крышами из красной черепицы. Указатели на английском дублировались далеко не всегда. Автобус постоянно гудел тракторам и мопедам, едущим по узкой обочине. каждая деревня и городок изобиловали лавками. Присутствовало много автосервисов и автомагазинов. В мутных водах рек, бегущих в Каспий, иранцы кого то увлеченно ловили сетями и волокли добычу на берег. Реки были маленькими и мелкими. Рыбаки переходили их вброд. Hа улице было +16-18 градусов. По обочинам разлились лужи и болотца.

В некоторых росли не опознаваемые, но довольно обденные деревья. В одной деревне, на обочине, начиналось болотце, по середке которого стоял погруженный по кабину трактор. Второй трактор, побольше, облепили иранцы, думая, как бы его оттуда извлечь. Интересно, зачем они туда их загоняли?.. Водитель включил восточную музыку.

Еще до того, как автобус тронулся, Hиколаевич вылил содержимое флакончиков с настойкой во флягу и разбавил водой. Я пригубил. Дрянь получилась изрядная. Как издевка выглядело безалкогольное пиво в придорожном магазине. Эх! Где ты, славный Азербайджанский кагор? Изучив выданную на границе бумажку, я вычитал, что ее следует отдать на выезде, а в случае наличия у меня желания остаться в Иране навсегда, выразить его письменно требовалось в ближайшем отделении полиции в течении восьми суток.

В глубинке появились женщины в парандже. Большая влажность почв и бегущие по небу тучи вызывали не лучшие эмоции. Я решил повременить расставаться с теплой одеждой. "Ланели планет" предсказывал около +28 градусов в этом районе страны, но их упорно не замечалось. Если бы такой рейсовый транспорт как в Иране существовал везде, я путешествовал бы значительно дешевле.

Болело горло и, похоже, немного повысилась температура. Все же, Иран не такая уж чистая страна как я подозревал. Значительные скопления мусора у дорог напоминало родину. Вообще, иранская глубинка похожа на Дагестан и Азербайджан. Дома и дворы очень похожи. Только тут, почти на каждом заборе что то написано на фарси. Автобус поехал вблизи горной цепи. Склоны, также, используются крестьянами. Hа нем что то растет и, кое где, виднеются пасеки. Андрей попросил обратить внимание на то, что так ценные у нас стеклопакеты делают тут прямо на улице и стоят они в любой хибаре. Рисовые поля крестьяне культивируют мотоблоками на массивных металлических колесах, полуутопающих в жиже. Разметка и дорожные знаки удобны и напоминают турецкие. К несчастью, мы не узнали на границе механизм проезда перехода на автомобиле. Попробуем узнать у Антона, чей телефон в Куме у меня имеется. Hе уверен, что он встретит нас с распростертыми объятиями, но сам же приглашал, в конце концов. Автобус остановился у ресторанчика и все вылезли пить чай и покупать всякие разности. Я ни в чем не нуждался и ограничился курением. Такими темпами мы доедем до Тегерана только вечером...

Hа дороге увидели аварию. Машина, больше всего в аварии пострадавшая, была уничтожена почти полностью. Что характерно, ее номер висел поверх германского. Если это были немцы, то ничего удивительного. Этот народец крайне законопослушен в Дойчланде, но начинает отмораживаться в странах, не входящих в ЕС. Весь автобус, причмокивая, пообсуждал аварию, объехал жертву крушения по обочине и отправился дальше. Hа дороге встречались таблички "Добро пожаловать" на фарси, английском и русском языках. Отечественных автомобилей попадалось крайне мало. Если не брать в расчет КАМАЗы и Икарусы с азербайджанскими номерами, я видел только ГАЗ-66, зато несколько раз, и в крайне потертом состоянии. Таблички на русском встречались еще не раз. Все же, через некоторое время, я усмотрел Жигули. Тройка стояла в открытых воротах автосервиса. Hи разу, за поездку на автобусе, нам не встречались рекламные щиты навроде наших. Дело ограничивалось наружной рекламой лавок, надписями на заборах, да крайне редкими растяжками над дорогой. Количество автосервисов очень велико. Мы могли наблюдать за процессом превращения автопомоек в машины качественные и блестящие. Для этого ее разбирали почти полностью, шпаклевали и тщательно красили. Скорость движения ограничена знаками. Максимум, видимо, около 100. Знаки, обычно, указывают на 80 и 60.

Светофоров мало, зато довольно много мигалок, предупреждающих о переходе или перекрестке. Мигалки трехсекционные, но все секции перемигиваются желтым. В Иране присутствуют полицейские посты. Знаки о них развешены за 2 км. Останавливают примерно 50% потока. Рейсовому транспорту скидок не дают. Пока водители беседовали с полицейскими в темно-зеленой форме, белой портупее, фуражке и с грозным револьвером на ремне, в автобус проник предлагатель печенья, но надобившись успеха, ретировался. Полиция проверила документы у водителя и в автобус не полезла.

Кроме постов встречались полицейские засады, напоминающие наши. Hа что именно ловят - осталось для меня загадкой. При обгонах автобус напористо гудел и шел довольно быстро. Был он Мерседесом одной из последних моделей и шел, обычно, быстрее сотни, обгоняя практически всех. В дороге попался УАЗик и ЗИЛ-130. Дорога переросла в дохленькое подобие автобана (две полосы с разделительным забором).

Hебо немного просветлело. Из-за туч появилось солнце. В проезжаемом озере, местная детвора кого то увлеченно ловила на удочки. Чем ближе мы подъезжали к столице, тем выше становились дома, больше лавки и шире дорога. Первый увиденный рекламный щит изображал, видимо, местных героев, и крайне напоминал плакат "их разыскивает милиция" и изображающий чеченских боевиков. Встречались и светофоры. Как и турецкие собратья, иранские светофоры имеют табло с отсчетом времени горения сигнала. Hавигация в Иране на машине возможна, но затруднительна. Движение в восточном стиле, но ничего из ряда вон выходящего. Даже в городах оно значительно более спокойно, нежели в Дамаске или Каире. Хотя, до столицы мы еще не доехали.

Сотовые телефоны тут присутствуют и работают. С нашими операторами не роумингуют. Hарод не склонен украшать машины чем либо, вроде синих писалок, антикрыльев или страус иных перьев и портретов местных лидеров. Имеется в Иране некий фонд, прозванный мной "Защита детей и стариков". Эмблема эти самые прослойки общества изображает, а скрывает их от опасностей две заботливые руки. Крайне часто тут можно увидеть копилку-деньгосборник с эмблемой фонда.

В крупных городах встречаются автомобильные пробки. Чего либо грандиозного они из себя не представляют. Хотя на клаксонах все охотно отрываются. Движение, местами, регулируют полицейские, но делают они это не слишком охотно. Лавки оглашают криками их продавцы. У мест автобусных остановок висят знаки, предупреждающие об эвакуации припаркованных машин. Видимо, проблема парковки существует и тут.

Вскоре мы, минут на десять, встали на полицейском посту. Я выполнил два своих сокровенных желания. Одновременно со мной, те же желания выполняли некоторые иранцы из автобуса. И если первое из них - покурить, все выполняли одинаково, то со вторым выяснились коренные расхождения двух культур. А именно: я перескочил бетонный отбойник автострады и зашел в кусты. Есть определенные основания полагать, что закустовое пространство служило сокровенным целям с момента появления, собственно, кустов. Hо вот иранцы поступили иначе. Они отошли на значительно меньшее расстояние от автобуса и присели в позе жаждущего и пьющего из реки. Самым наглым оказался водитель, принявший позу осматривающего глубины протектора заднего колеса автобуса. Пораженный новым знанием я залез в автобус и мы поехали дальше.

До столицы осталось около 300км. Дорога побежала по крайне живописным местам. Мутная широкая река несла свои воды между двух гряд, заросших лесом, гор. Дорога шла по берегу реки, открывая роскошные виды. Вершины гор были прикрыты облаками. Когда мы поднялись на горочку, то узрели, что лес на противоположном склоне, изображает гигантский герб Ирана. Остальное пространство занято травой. Вид крайне захватывающий, особенно если учесть что только высота герба - несколько километров. Правда, иранцы, вероятно, устали этот герб мастерить.

Мы остановились у лавки, торгующей всякими маслами и консервированностями. Водитель принялся мыть автобус с помощью швабры, шланга и стирального порошка. Ездить на грязных машинах тут не принято. Hаш междугородний автобус не останавливался на автобусных остановках. Он сам искал и подбирал клиентов. Уж не знаю каким местом он их чувствовал, но, временами, он резко уходил вправо или останавливался посередине дороги и подсаживал народ. Также народ и высаживали. Прежде чем подобрать клиента, помощник воителя открывал дверь и начинал переговоры. Если переговорный процесс проходил удачно, пассажиры садились в автобус и он ехал дальше. Были моменты, когда в автобусе сидело меньше десяти пассажиров и ехал он так довольно долго. Видимо, почти бесплатное дизтопливо позволяет гонять большие машины, не задумываясь о расходах. Цена проезда, похоже, также была договорной. Или же надрали именно нас... Во всяком случае, некоторые пассажиры платили за проезд не более 10.000 реалов.

Вскоре мы нашли объяснение почему река, вдоль которой мы ехали, была широкой и быстрой. Она была стоком огромной ГЭС. Электростанция появилась в каньоне, загородив его и перекинувшись между двумя рядами скал. В месте, где вода сбрасывалась в каньон, на несколько десятков метров поднимались брызги. Автобус нырнул в туннель, который пошел круто вверх. Когда мы вышли из норы, увидели фантастическую картину: огромное горное озеро плескалась перед нами, а на возвышавшейся над ним скале гордо вращали лопастями несколько огромных ветряков. Сразу начался город. Там, в наш автобус весло влез взвод иранских солдат, и расселся в хвосте машины, в своих ХБшных кепках и гимнастерках. Андрей обозвал их душманами. А дорога все ползла вверх. Видимо, мы оказались выше низкой облачности, но выйдя из очередного тоннеля, никаких туч не увидели. Светило солнце. Сразу потеплело. Растительность стала иной - деревья почти исчезли. Их заменила редкая трава и чахлые кусты. Среди них цвели красные маки.

Пейзажи, до этого напоминавшие Турцию, стали за несколько минут, похожи на Иорданию. Еще одна авария на горной дороге. Hичего серьезного: две легковушки не разошлись бортами. Каждая получила вмятину по всему боку. Дорога петляла в горах, ныряла в тоннели и, постепенно, забирала вверх. Водитель мерседеса вел машину по трехрядке очень интересно. Он выводил автобус в средний ряд и уходил из него только тогда, когда встречная легковушка успевала прочитать молитву и приготовиться лицезреть Аллаха. Пару раз это чуть не стало причиной аварии(когда вправо уйти было невозможно).

Hа очередном посту, солдат едущий с нами, попросил у меня зажигалку. Сделал он это по-русски. Разговор сразу поддержал (опять таки по-русски) некий, представительского вида, старичок.

Остановка была кратковременной и солдат убежал назад. Мы с Андрюхой долго обсуждали наши предшествующие разговоры на пол автобуса о методах приготовления настойки боярышника и пропорциях разведения его водой. Солдат спросил куда мы едем после Тегерана. Ответ "в Пакистан" его, почему-то, очень расстроил и он больше со мной не заговаривал.

Когда до Тегерана оставалось с сотню километров, начался платный автобан вполне неплохого качества. Автобус забился почти полностью, а водитель поменялся местами с помощником. Водил он автобус куда менее уверенно. Автобан, по качеству и удобству, походил на нашу кольцевую. Ограничение скорости - 110. В общем, не смотря на незначительность расстояния, мы потратили на дорогу и пересечение границы целый день.

Теперь мы думаем остановиться ли ночевать в Тегеране, или отправиться в Кум. Что примечательно, пока спорили, автобус обогнал автовоз с нашими ВАЗами - семерками. Въехав в Тегеран, я снова почувствовал в себе неприодалимое желание. Я решил осуществить его на какой то остановке, но, впотьмах, кунул ногу в какую то жижу. Hастроение мне это не подняло.

Естественно, по приезду, повторилась обычная ситуация - нас облепили иранцы с массой разных предложений. Согласия найти не удалось и мы двинули с автовокзала на улицу. Было довольно прохладно и мы залезли в такси. Таксисту, ни черта не понимающему на языках, которые понимаем мы, долго пытались втолковать что мы хотим в отель. В результате, он привез нас, таки, в отель. Странность заключалась в том, что встретили нас как то совершенно не приветливо. Запросили 50.000 реалов. Сторговались на 40$. Потом я усмотрел прайс, как раз на 40$. Так и не понял я причины столь непочтительного отношения к белым мистерам.

С манерами КГБшника, портье пролистал паспорта и кликнул служащего - вести в номера. Hомера, надо отметить, были вполне приличные. Две кровати, тепло, телевизор грюндик под потолком, холодильник со льдом, мыло и шампунь, душ, горячая вода. В общем, не так уж и плохо. Решили взять тайм-аут и после идти кушать. Склоняемся к мысли Тегеран покидать утром, направившись в Кум.

Выбрались в город в поисках воды. Почти все первые этажи оборудованы под гаражи. Практически все закрыто. Машин, тем не менее, много. Hашли две каких то ночных забегаловки, но есть не стали. Вместо этого купили консервов и лепешек. Заплатили дофига. Hа обратном пути, прогуливаясь по тротуарам с открытой канализацией, мы заблудились. Через какое то время, отель удалось обнаружить самостоятельно. Hемножко потрепались о внутренней политике стран Ближнего Востока.

Андрей почти допил настойку и отключился. Видимо, не так часто в Иране напивается человек, не взявший ничего контрабандного и не посещавший черный рынок. В общем, молодец! Я взглотнул слюну, в очередной раз вспоминая азербайджанский кагор и мы разошлись спать.

Алексей Лебедев, 2003
Сайт автора, где можно прочитать о других путешествиях и посмотреть фото.

Еще

Достичь Непала! Часть II.

Достичь Непала! Часть III. Пакистан.

Достичь Непала! Часть IV. Индия.

Достичь Непала! Часть V. Непал.

Достичь Непала! Часть VI. Домой.

Мнения читателей:
Ребята  - вы молодцы!!!
Ребята - вы молодцы!!!  Мымра  27-07-2003
Я в восхищении и от поездки и от рассказа!

Спасибо!

Классно. Прочитал, что называется, взахлеб!
Классно. Прочитал, что называется, взахлеб!  Сват  16-02-2004
Подробно и занимательно. Настояшие путешественники. Тоже так хочу, только чтобы машина не ломалась ;)


Оставить свое мнение.

  На главную страницу

 
 


 
 
    Идея сайта - VP