Ашрам - значение слова
ашрам на санскрите
Итак, shrama в целом оно имеет
следующую семантическую протяженность:
усталость, утомление, истощение,
изнеможение, усилие, труд и т.д.
Слово относится к корню shram
уставать, становиться уставшим, утомленным;
прилагать усилие.
Префикс aa (поскольку речь идет
о aashramaH номин. ед. ч., а аашрама это
основа которая и является словарной
формой)≈ не совсем отрицание,
общеиндоевропейское это краткое а, (an
перед гласными), которое
соответствует греческому a, av; лат. in,
немецкое un, английское un, in и как раз
оно имеет привативное или негативное
значение. Восходит к
праиндоевропейскому
слогообразующему *n.
Но префикс аа ≈ то есть долгое ╚а╩
в данном случае в составе глагольной
словоформы придает противоположное
значение: например daa корень давать
aadaa √ брать, получать. Таким
образом, при определенном
приближении его можно трактовать и
как отрицание.
Данный корень (shram) входит в
состав древнейших, описывающих
состояние человека. По мнению
некоторых лингвистов, есть
определенные основания утверждать,
что на некотором этапе своего
существования праиндоевропейский
язык имел черты эргативного строя (об
этом свидетельствуют некоторые
данные например повсеместное
совпадение именительного и
винительного в среднем роде,
общеиндоевропейское окончание √s
также предстает в некоторых
исследования как окончание древнего
эргативного падежа, императив в виде
чистой основы, что вообще
свойственно современным эргативным
языкам, а также гипотетически
реконструируемая глагольная система,
имевшая по словам некоторых авторов
две главные оппозиции: с одной
стороны аориста презенту как
выражавших действие через
противопоставление недлительному
длительному), с другой они
противопоставлялись как
динамические (то есть имевшие
семантику действия) статическому
перфекту, выражавшему состояние. Все
это говорит в пользу возможной лишь
только бинарной системы глаголов
состояния и действия, т.е . в пользу
эргативности. В контексте последней
часто глаголы согласуются не с
подлежащим в эргативном падеже, а с
прямым дополнением в абсолютивном (чистая
основа), то есть глагол предстает в
виде некого атрибута объекта
действия. Конечно в таком ракурсе
глаголы состояния оказываются
наиболее актуальными, и наиболее
древними.
Подробную информацию подготовил ©
Константин Военец.
Эксперт, ведущий раздела "Санскрит"
на Индия.Ру
К странице Ашрамы Индии
|