Служить массовкою у Бога,
Быть вхожим в посвященных круг.
С картинки машет сотней рук,
Баба заполнит наш досуг!
Прашанти Нилаям в Путтапарти - ашрам Сатья Саи Бабы.
Prasanthi Nilayam at Puttaparthi. Sri Sathya Sai Baba ashram
Еще на подходе к ашраму, мой попутчик Сурья начал экскурсию по Путтапарти показывая на больницу, аэропорт которые построил Баба, школу которую построил Баба и вообще все что возвышалось на месте бывшей небольшой деревни построил (безусловно лично) Баба.
Пока мы добрались до самого ашрама (который случайно оказался в самом конце дороги, которую, кстати, расширил также Баба), стало безусловно понятно, что Баба очень уважаемый и крутой человек (Бог).
Ашрам действительно заложен и построен Саи Бабой практически на пустом месте, уже более сорока лет назад. За это время он неоднократно расширялся, и сейчас вмещает порядка 7 тысяч человек. Большая
часть - индийцы. Для заморских гостей предусмотрен отдельный reception. Говорят что они приносят самые большие пожертвования:
Во всем остальном, никаких привилегий нет.
Ашрам Саи Бабы построен в виде
отдел
ьного городка, напоминающего большой отель или военный пансионат. На территории, помимо жилых и вспомогательных корпусов расположена резиденция самого Бабы с крытой площадкой для церемоний, 3 столовые, одна из которых готовит по-европейски, торговый комплекс, библиотека.
За всем этим хозяйством следит свой персонал и охрана. Двери ашрама ежедневно закрываются в 21:00. Это же время - всеобщий отбой. На территории запрещено курить, употреблять алкоголь. Для мужчин и женщин разные очереди, разные столовые.
Стоимость вкусного сытного обеда (меню простое) редко у кого превышает 1-2$. Размещение от 10 рупий в шредах (большой спальный зал) до 100 рупий за номер (3-4 человека). Можно жить и питаться вне ашрама. Цены там общеиндийские, то есть немного выше ашрамовских.
В ашраме стандартный распорядок дня, включающий помимо регулярного питания вечерний и утренний даршан (встреча с Саи Бабой), пение баджанов (песен, мантр, гимнов). Распорядок дня не является обязательным для посещения. В Путтапарти постоянно есть кто-то говорящий на русском языке (из России, Украины, Молдовы:). Фотографировать и что-либо снимать на видео внутри ашрама запрещено.
Для длительного пребывания в ашраме считается правильным преобретать белые одежды. Они продаются в местном супермаркете (!) и в лавках снаружи. Максимально, в ашраме можно жить не более месяца непрерывно. (При размещении у вас попросят два фото, а если таковых не найдется, снимут для архива на цифровую камеру:) Однако встречаются очень "поверившие" люди живущие там годами. По истечении месяца они перебираются жить за территорию а потом возвращающиеся обратно.
В ашраме поддерживается отменная (по индийским меркам) чистота и порядок, все очень ухожено. У живущих в ашраме, никаких обязанностей и работ нет, все делают многочисленные служители. В целом, локальный коммунизм (на деньги Бабы).
Жизнь в ашраме течет медленно и неспешно. Рано утром, желающие приходят на утренний даршан. Чтобы не оказаться в самом дальнем углу, надо приходить занимать очередь в 4-5 утра. На большой крытой площадке рассаживается несколько тысяч человек, и по дорожке между ними, в сопровождении охраны прогуливается сам Баба. С ласковой улыбкой на лице, он собирает "письма Саи Бабе" и выбирает из толпы людей "на интервью". Все действо занимает минут 10-20. Подготовка - (выстраивание в очереди и рассаживание по залу - 2-4 часа).
После даршана сразу начинается завтрак, а те кто был приглашен, проходят в комнату "за кулисы", где могут лично пообщаться с Бабой. Ближе к вечеру, Баба дает еще один даршан.
Не знаю, так ли это на самом деле, но создалось впечатление, что в зале зарезервирован сектор "блатных мест" у сцены, на которые Баба обращает особое внимание. Некоторые, по виду весьма состоятельные личности проходят туда через отдельный вход и занимают вполне определенные места:
Все остальное время не занятое сном, даршанами и потреблением пищи, люди проводят на территории ашрама (зачем куда-то идти, если и тут неплохо кормят?), лениво прогуливаясь по дорожкам. Две основные темы для бесед: "кто где сидел во время даршана" и "вот встанем завтра пораньше, и Баба обязательно пригласит нас на интервью".
Первое разочарование меня постигло в "музее всех религий". Музей расположен рядом с ашрамом, создан по идее Бабы и действительно стоит того, чтобы там побывать (вход бесплатный). Идея очень проста: собрать в одном месте и коротко но наглядно дать информацию об основных мировых религиях. Экспозиция отлично подобрана и исполнена. Кстати, в том числе там рассказывается и о самом Бабе. Надо ли это понимать как заявку на еще одну мировую религию?
С большим интересом изучая экспозицию музея, я краем глаза обнаружил, что 29 человек из 30 проходят по залам в порядке общей очереди один за одним, не более чем бросая взгляд на картинки и вообще не читая пояснений к экспонатам (это относилось как к индусам, так и европейцам). Большинство людей находившихся в тот момент в музее, не интересовалось ничем кроме своей собственной персоны:
При более глубоком знакомстве с жителями ашрама также обнаружился любопытный момент. Все в один голос утверждали, что Саи Баба - это Бог. А вот на вопрос, какой он Бог, давались весьма несуразные и сбивчивые ответы. По символике, Саи Баба явно позиционируется в ключе индуизма, как его и воспринимают живущие в ашраме. А в индуизме,
присутствует некая иерархия главных богов и божеств, где все
"должности" и инкарнации от Кришны до Будды уже расписаны со времен вед.
Вместе с тем, индуизм весьма самобытен и
многим последователям свойственно
самоназначаться (например, через вещие сны
или голоса "сверху") воплощениями тех или иных
богов. Кем же в таком случае является Саи Баба мне не смог ответить ни кто. Сам же Баба эту тему тактично умалчивает.
Что же в итоге? Совсем не обязательно, а иногда даже вредно что-то понимать. Достаточно верить в Бабу, и он за Вас похлопочет. Находясь в ашраме у Вас не будет ни возможности ни желания думать о чем либо кроме личности Бабы. Удачно продуманный и организованный PR не оставит никого вне этой темы.
Смотри также:
Как поехать в ашрам Сатья Саи Бабы
Организованные поездки
по ашрамам
Великие учителя
Индии:
Сатья Саи Баба
Если же через некоторое время вам
наскучит локальный рай "Обители мира" (так переводится название ашрама Саи Бабы "Прашанти Нилаям"), и Вы дерзнете увидеть Бога не только в другом, но и в самом себе, Ваше путешествие продолжится. Следующая остановка -
Пондичери, ашрам Шри Ауробиндо Гхоша
|