Призраки у погребальных костров
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
СЕМЕНЕНКО Н.В.
Для индийской
религиозной секты “агора”
каннибализм - не преступление, а путь
к достижению просветления
Каждый индус мечтает хотя бы
однажды в жизни пройти обряд
ритуального омовения в водах Ганга.
Желательно сделать это в Варанаси -
древнем центре индийской культуры и
просвещения, одном из семи священных
индуистских городов, которому уже
давно перевалило за две тысячи лет.
Среди сотен тысяч паломников,
ежегодно устремляющихся туда со всех
концов необъятной Индии и из других
стран, всегда много стариков,
безнадежно больных и немощных. Они
приезжают в священный город в
надежде там умереть: согласно
поверью смерть среди бесчисленных
храмов и других святынь, связанных с
легендами и сказаниями о боге Шиве,
открывает душе усопшего прямую
дорогу в рай.
Прямо на берегу реки, в двух
специально отведенных местах,
известных под названиями
Марнкарника и Харисчандра,
оборудованы специальные площадки
для погребальных костров, где
ежедневно под чтение мантр десятки
тел отошедших в мир иной предаются
огню.
У Ганга многолюдно и суетно с
раннего утра до самого вечера. И
только с наступлением сумерек берег
пустеет: люди уходят в храмы,
гостиницы и ночлежки, чтобы наутро с
первыми лучами солнца снова
спуститься по ступеням в священную
воду. Где еще час назад колыхалось
людское море, устанавливается
таинственная тишина, нарушаемая лишь
едва уловимыми всплесками речных
волн, да шелестом крыльев ночных птиц.
Темнота все густеет. В отблесках
отраженных от воды звезд и огней
города то тут, то там промелькнут
бесшумные тени бродячих собак.
Откуда-то издалека доносится
жутковато-заунывный вой шакалов.
Вдруг словно призрак, появившийся из-под
земли в этом царстве смерти и смрада
от недогоревшей на погребальных
кострах человеческой плоти, к еще
теплящимся углям направляется
сгорбленная фигура полуголого
человека с взлохмаченной шевелюрой.
Слышен шарящий звук палки, в конце
концов наткнувшейся на что-то мягкое.
Достав из своей сумки бутылку,
человек-призрак выливает ее
содержимое на пепелище, туда же
добавляет жидкости из пузырька.
Разносится запах спиртного и
камфарного масла. Резким движением
рук пришелец выхватывает что-то из
пепла и тут же раздается чавканье
жующих челюстей. Это на месте
кремации начал свой пир каннибал из
религиозной секта “агора”...
На вопрос о том, кто такие “агора”,
сможет ответить далеко не каждый
индиец, большинство не ведает о
жутком культе. Но вот корреспондент
индийского еженедельника “Уик”
Канхаиа Белари знает о секте почти
все. Он много дней провел в Варанаси
среди последователей секты
каннибалов, беседовал с ними и по
результатам этих встреч опубликовал
пространную статью в своем журнале.
На свой промысел члены секты “агора”
выходят, как правило, ночью. Под
покровом мрака они собираются у
погребальных костров, устраиваемых,
как принято, на специальных
кладбищенских площадках за
пределами человеческого жилья. Там,
вдыхая смрад разложения, они
копаются в золе, разыскивая не
уничтоженные огнем остатки
человеческой плоти.
По словам члена секты Баба
Гамбири Бира, в день он съедает до
двух фунтов сырого человеческого
мяса. Недавно этому достаточно
разговорчивому сектанту исполнилось
47 лет. Из них 15 лет он исповедует
страшный культ каннибалов. В секту
Баба привело посланное ему свыше
знамение, заставившее покинуть жену
и двух детей. Сам он рассказывает об
этом так: “Мне приснилось, что бог
Шива призывает меня к погребальным
кострам моей деревни. А когда я
пришел туда, то увидел самого Шиву,
сиянием своим наводящего ужас. Он
повелел мне отречься от близких, так
как мне назначено иное - познание
Вселенной, тайн жизни и смерти”.
Оставив родные места, Баба
отправился в Кримкун - место
средоточия последователей секты “агора”.
Там он прошел все ступени
религиозного посвящения. Первое было
поедание собственных экскрементов.
Второе - мертвых собак, считающихся в
Индии нечистыми животными, к которым
представителям высших каст
запрещено даже прикасаться. А затем и
человеческих тел (этот ритуал
называется “шав садхана”). “Мы
съедаем все, что пошлет наш великий
бог Голода - будь то человеческая
плоть или испражнения какого-либо
живого существа”, - говорит Баба.
“Употребление в пищу сырого
мяса людей, собак, ворон и грифов для
нас является обязательным условием
для достижения просветления. Мясо
этих существ мы считаем “Великой
Плотью”, - говорит обитающий у
погребальных костров Бхадра Дхарма
Ракшит Рам, более известный под
именем Джха Баба. - Это единственный
путь, позволяющий мне понять, что
соединяет душу с Богом”.
Если с мясом животных у
сектантов особых проблем нет, то для
поиска человеческой плоти
приходится прилагать определенные
усилия. Чаще всего они вылавливают
плывущие по Гангу тупы или их части,
нередко им достаются тела умерших
людей, которых некому предать огню на
погребальном костре. При этом
сектанты весьма разборчивы: если,
например, кому-либо из них станет
известно, что ему достался труп
бывшего преступника или какого-либо
другого грешника, он ни за что не
станет его есть.
Согласно учению “агора”, секс,
так же как и поедание сырого мяса,
является необходимой составной
частью ритуалов. Считается, что это
занятие укрепляет магическую силу
сектантов, которая называется “саикини”
и “мохини”.
Сейчас в Индии насчитывается
несколько сотен членов секты. Внешне
их легко распознать - они обвешаны
гирляндами из костей змей и повсюду
носят с собой человеческие черепа,
которые используются во всех
ритуалах и при приготовлении пищи. “Череп
человека наделяет нас невидимой
силой, которая называется “дхананджаи
пранвайю”, - утверждает Джха Баба. -
Наиболее эффективны черепа
представителей касты “тели”. Весьма
сильны брахмины и раджпуты. Но вот
черепа представителей всех других
каст вредны для участников ритуалов”.
Человек, решивший посвятить
себя учению “агора” должен пройти
пять ступеней посвящения, все
названия которых начинаются на букву
“м” алфавита языка хинди: “манш” (плоть,
сырое мясо), “миин” (рыба), “мурда” (труп),
“мадира” (алкоголь) и “майтхун” (секс).
Испытуемым приходится участвовать в
ритуалах, связанных с совокуплениями
с телами умерших людей, а также с
животными. По словам 54-летнего
представителя высшей в Индии касты
брахминов Ремджита Пичаса,
присоединившегося к секте 18 лет
назад, среди “экзаменов”, которые он
сдавал были половые сношения с
трупом женщины и с козой. При этом
экзаменуемый должен был съедать
собственное семя.
На низшей ступени иерархической
лестницы секты стоят ученики - “аугхад”.
Им не дозволено есть человеческое
мясо, они могут поедать только
испражнения и пить собственную мочу.
Это именно им предписывается
совокупляться с трупами и с
животными.
Пройдя через испытания первых двух
ступеней и достигнув третьей - “сузари”,
член секты получает полную свободу в
своих действиях: ему теперь уже не
обязательно участвовать в жутких
ритуалах. Большую часть своего
времени он проводит в медитировании
с целью достичь просветления и
получить высокое звание “авадхут”.
Наивысшего звания - “агорешвар” -
добиваются лишь единицы. Сейчас их во
всей Индии всего четыре. Не много и “авадхутов”
- 12.
Несмотря на отвратительные
ритуалы, к секте “агора” в Индии
относятся вполне терпимо и даже
почитают ее. Считается, что сектанты
обладают сверхъестественной силой.
Многие убеждены, что если они
помешают “избранникам Шивы”
поедать мертвецов, то их души будут
прокляты. По словам практикующего в
Варанаси юриста Лалу Сингха,
существующими в стране законами
каких-либо ограничений для “агора”
не предусмотрено.
Последователями секты “агора”
стали некоторые известные в стране
личности. Среди них - Бхану Пракаш
Сингх, в прошлом занимавший посты
губернатора штата Гоа и министра в
центральном правительстве Индии.
Сначала под влияние секты попал его
младший сын Самбхав Рам. Пытаясь
добиться возвращения сына в лоно
семьи, отец неоднократно встречался
с членами секты и со временем
настолько проникся идеями учения “агора”,
что, в конце концов, сам стал одним из
его активных проповедников.
Противоестественные с точки
зрения здравого смысла ритуалы секты
объясняются просто: неприемлемые для
большинства людей нормы поведения
являются воплощением веры членов
секты. У них свой путь к Богу - путь
отрицания всего, что общепринято и
священно. “В природе нет ничего
неестественного. Любое действие
невозможно без воли Шивы, бывшего
величайшим из агора”, - любят
повторять сектанты. И поступают
наперекор общепринятым законам
общества, ибо убеждены, что их образ
жизни и поступки благословил сам
Шива.
Николай
СЕМЕНЕНКО,
Дели-Москва
|