Вивекананда
"И может быть мне понадобится
еще тысячу раз приходить на эту землю и
страдать, но я буду приходить до тех пор,
пока люди не поймут, что они едины с Богом.
Пусть я буду рожден еще и еще, и пусть я
буду страдать и мучиться в тысячу раз
больше, но я буду служить и поклоняться
Единому Богу, распростертому во всем Сущем!".
Эти слова являются тем основным стержнем,
который пронизывает всё творчество
Вивекананды и его жизнь, посвященную Богу,
человечеству, родной стране… |
|
Вивекананда Свами (Нарендранат
Датт) родился в Калькутте, в 1863 году в семье
адвоката. Получил прекрасное образование.
С ранних лет проявил незаурядный интерес к
философии.
Он был учеником Рамакришны и
последовательным продолжателем его
учения. В ноябре 1881г. Нарендранат впервые
встретился с Рамакришной, который открыл
ему его предназначение: "Я так давно жду
тебя, ты пришел на Землю исполнить миссию
человеколюбия". На вопрос юноши, видел
ли он Бога, Рамакришна ответил: "Да, я
видел Бога. Бога можно видеть. С Богом
можно говорить. Если кто искренне
возжаждет Бога, он достигнет Его". В
следующую встречу Рамакришна
прикосновением погрузил Нарена в экстаз.
Тот стал его учеником. Но его
рационалистический ум требовал
логического обоснования иррациональных
основ мистического опыта. Он не хотел
ничего принимать на веру, не пропустив это
через свое сознание. В течение 5 лет он
близко наблюдал Учителя, не позволяя себе
поддаваться обаянию его личности. И
Рамакришна ни разу не потребовал от своего
ученика слепой веры. Он любил его
беззаветно. "Я люблю тебя, потому что
вижу в тебе Божественное проявление. В
день, когда я больше не увижу в тебе Бога, я
не брошу на тебя ни одного взгляда".
Рамакришна сказал Нарендранату, что он
призван стать Учителем. "Дайте мне
сначала реализовать в себе Бога", -
заметил тот. Начался тяжелый период
напряженного духовного труда. В этот
сложный период огромную помощь оказала
ему музыка. Под наблюдением Рамакришны он
начал переходить в сверхсознательные
состояния., однажды, во время такого
погружения, перед ним ясно и отчетливо
открылся его путь. Он понял, что его судьба
- быть монахом.
Шесть лет провел Нарен у Учителя.
Однажды, во время медитации, Нарендранат
вдруг увидел Свет, все более расширяющийся
и наконец, заполнивший все пространство
вокруг. Это было переживание огромной силы,
которое помогло ему осознать полноту
бытия. Из этого глубокого самадхи он вынес
одну из самых светлых вестей- "всякая
душа потенциально божественна, и каждый
может реализовать Бога в себе".
После смерти Учителя
Вивекананда возглавил сообщество его
учеников. При всей нетрадиционности
многих своих высказываний (нередко крайне
враждебно воспринимавшихся
представителями индуистской ортодоксии), Вивекананда вполне традиционен
как воплощение лучших качеств столь
ценимого в Индии во все времена учителя
жизни, гуру, для которого непреложный
закон - единство мысли, слова и дела,
предельная искренность, бескорыстность и
самоотверженность. Главные идеи
Вивекананды всегда связаны не только с тем,
что продумано, но и с тем, что пережито и
прочувствовано им.
Свами Вивекананда много
странствовал по Индии, посещал святые
места, поэтому он не мог не видеть того
бедственного положения в котором
находился индийский народ. В 80-е годы 19
века он отправился в США на Всемирный
конгресс религий, чтобы провозгласить на
весь мир идею о единстве религий и
привлечь внимание ученых и религиозных
деятелей к индийской культуре и к родной
стране. Вивекананда посетил и Европу. А в
Гарвардском университете он читал курс
философии Веданты. Там же ему присвоили
степень профессора философии.
По мнению Вивекананды, Веданта
является некой духовной основой, общей для
людей различных верований и религий. «Её
представление о душе человека как
божественной сущности определяет
понимание смысла человеческого
существования, его религиозного долга.
Реформаторство Вивекананды выразилось
даже не в том, что он переосмыслил
отдельные положения индуизма, а попытался
привлечь его для решения насущных
социально-политических проблем.»
В начале 1897г. он возвращается в
Индию. Его возвращение было триумфальным.
В больших городах Индии были сформированы
комитеты встречи Вивекананды. Он принял
этот триумф как триумф идей Индии,
признание ее вести о великом Единстве
народов. Имя Свами Вивекананда было на
устах всей Индии. Он выступал на
многотысячных митингах в Мадрасе,
Калькутте, Дели.
В 1899г. Вивекананда создает при
поддержке учеников организацию «Миссия
Рамакришны» . "Это будет центр,-писал
Вивекананда, - где будет изучаться и
проводиться в жизнь Великая Гармония всех
вер. И из этого центра кругами будут
расходиться идеи единства, добра, мира и
гармонии по всему миру". Своим ученикам
он часто говорил о власти веры: "Мировая
история - есть история немногих людей,которые
имели веру в себя. Эта вера называлась
верой в Божественное. Поверьте прежде
всего в себя, тогда вы поверите в Бога.
Сотня верующих людей может перевернуть
мир".
Он говорил: "Индия - Ганг
духовности, Индия одухотворяет весь мир",
"Если хотите служить Богу - служите
человеку! Какого еще Бога хотите вы найти?
Зачем искать его далеко, если он
распростерт вокруг? Бог - в людях, в
животных, в каждом трепещущем лепестке".
Его слушала Индия: она
вибрировала, наполнялась энергией,
расправляла крылья своей великой души.
Рамакришна и Вивекананда были первыми,
кто пробудил индийское самосознание.
Голосом Вивекананды, его призывами
началось национально-освободительное
движение в Индии. | |
15 мая 1902г. он писал: "Великая
идея Тишины приходит ко мне. Я возвращаюсь
к лучшему, нет больше работы для меня в
этом мире". Он ушел в возрасте 39 лет.
Использованы материалы :
История философии. - Ростов-на-Дону 2000
Brahmanda G . Vivekananda: life and philosophy. Culcutta 1990
http://www.chat.ru/~mahadeva
http://chat.ru/~om_guru
http://lib.ru/URIKOVA/SANTEM/SWAMI/about.txt
Информацию и пожелания для рубрики
направляйте Друговой
Юлии
|