"Бхагавад Гита":
Древняя философия для современного
общества
Ила Ахуджа и
М. Радж Ахуджа
"Бхагавад Гита" в переводе
означает "Песнь Бога". Хотя Бог
Кришна в древности дал это всеобщее
послание истины, оно не ограничено
каким - либо специфическим периодом.
Его учение релевантно сейчас так же,
как оно было релевантно тысячелетия
тому назад. Эта древняя философия
универсальна и вечна. Она является
нескончаемым источником мудрости
для всех нас, независимо от религии,
касты, пола, цвета кожи и веры. Как
говорит Кришна: "Все те, кто
находит убежище во Мне, независимо от
их варны (профессии), женщины и даже
люди скромного происхождения,
достигнут Высочайшего духа" ("Гита"
IX, 32-33). "Гита" дает ответы тем
лицам, которые пытаются понять
значение и цель жизни и
человеческого существования.
Главной целью "Бхагавад Гиты"
является дать людям возможность
решать проблемы и урегулировать
конфликты, встающие перед ними
ежедневно, посредством правильного и
хорошего поведения. Таким образом,
эта духовная песнь представляет
собой труд, касающийся вопросов
этики. Она подходит как для
интеллектуалов, так и для народных
масс на Востоке и на Западе,
поскольку она дает основные
руководящие принципы и указания для
ведения хорошей и правильной жизни. В
отличие от многих других философий
она не учит вас тому, что надо и не
надо делать. Вместо этого она дает
человеку способность различать
между правильным и неправильным.
Моральные ценности для такой
дифференциации приобретаются
изучением священных писаний и учений
великих личностей, помимо учебы у
своих гуру и членов семьи.
"Гита" поощряет соблюдение
определенных ритуалов, поскольку они
необходимы для достижения
превосходства, но осуждает всех тех,
кто слишком погружается в сам акт,
забывая о настоящей цели жизни, то
есть получения знания Истины. В "Бхагавад
Гите"' Сри Кришна разъясняет
четыре пути для достижения спасения:
джнана йога, или путь знаний,
требующий прямого
самоотождествления с Брахманом (неманифестированной
конечной Реальностью), который
больше всего подходит для
интеллектуальных, аналитических и
рациональных умов; карма йога, путь
беззаветного служения во имя Бога,
подходящий для энергичных людей,
верящих в действия; раджа йога, путь
умственной сосредоточенности,
предназначен для импириков, и,
наконец, бхакти йога, путь
преданности Богу и самоотдачи
Высшему существу, который хорош для
эмоциональных людей. В главе IV Бог
говорит: "Какой бы путь человек ни
выбрал, это мой путь и он ведет ко Мне".
И хотя в "Гите" даются подробные
разъяснения для каждого пути, самым
важным является карма йога.
"Бхагавад Гита" является
всеобщей и вечной, потому что она
также учит терпимости и принятию
различных мышлений, убеждений и
религий. Она не узкая, догматическая
или тоталитарная. Она не унижает
другие религии и философии. Она лишь
говорит, что есть только одна Истина
и её можно называть различными
именами. Пример этой концепции
единства в разнообразии можно найти
в главе VII, где Кришна говорит: "Неважно,
какому божеству человек решит
поклоняться - он будет вознагражден
этим божеством, хотя в
действительности только я являюсь
Вознаградителем". Люди создали
целый пантеон различных божеств,
похожих на различные цвета радуги.
Они отражают различные аспекты в
натуре человека. Именно фанатики,
невежественные и те, кто мало что
понимает, увлекаются одной какой - то
подобной формой, божеством, не видя
Одной единственной Реальности,
скрывающейся за всеми формами. Весь
космос - это манифестация Бога. Он
является началом и концом вселенной.
"Гита" говорит, что тело
преходяще, в то время как Атман, или
душа, постоянна.
Каждый человек может извлечь
пользу из "Бхагавад Гиты",
потому что жизнь в прошлом, когда это
божественное послание было дано, не
очень отличается от жизни сегодня.
В Индии, где верят в причины и
эффект кама кармы (мотивированных
действий), правильное исполнение
своих социальных обязанностей и
долга имеют самое важное значение.
Эти обязанности и долг, основанные
на дхарме, были очень тщательно
сформулированы и записаны древними
мудрецами. Дхарма - это достижение
справедливости, праведности путем
выполнения своих религиозных
моральных и социальных обязанностей.
Только когда человек не имеет ни к
чему привязанности, лишен желаний (нишкамы),
и в своей карме руководствуется
дхармой, может он надеяться обрести
мокшу (спасение).
Действия в соответствии со своей
дхармой - это самые благородные
почетные действия. Пренебрежение
своим долгом может привести к хаосу и
путанице и дать подъем адхарме (неправедности),
что ослабляет социальный строй, пока
он в конечном счете не рушится. "Гита"
решительно заявляет, что "лучше
исполнять свои обязанности, даже
если они и не идеально исполнены".
Действия и обязанности, которые
рекомендует "Гита ", должны быть
справедливыми, праведными и
свободными от эмоции привязанности.
Короче говоря, мораль и этика должны
быть нашим маяком, будь это политика,
торговля или наука.
Все послание "Гиты" для любого
общества можно найти переданным в
следующем стихотворении из этого
священного писания:
Когда бы ни наблюдался спад в
дхарме
И подъем в адхарме,
Я перевоплощаю Себя
Для защиты добра,
Для уничтожения зла,
Для установления дхармы.
Я появляюсь на свет из века в век.
("Гита" IV, 8)
Текст Бхагавад-Гиты
|