India.ru
<Библиотека Индия.Ру
 
 
"Бхагавад Гита":
Древняя философия для современного общества

 Ила Ахуджа и
М. Радж Ахуджа

"Бхагавад Гита" в переводе означает "Песнь Бога". Хотя Бог Кришна в древности дал это всеобщее послание истины, оно не ограничено каким - либо специфическим периодом. Его учение релевантно сейчас так же, как оно было релевантно тысячелетия тому назад. Эта древняя философия универсальна и вечна. Она является нескончаемым источником мудрости для всех нас, независимо от религии, касты, пола, цвета кожи и веры. Как говорит Кришна: "Все те, кто находит убежище во Мне, независимо от их варны (профессии), женщины и даже люди скромного происхождения, достигнут Высочайшего духа" ("Гита" IX, 32-33). "Гита" дает ответы тем лицам, которые пытаются понять значение и цель жизни и человеческого существования. Главной целью "Бхагавад Гиты" является дать людям возможность решать проблемы и урегулировать конфликты, встающие перед ними ежедневно, посредством правильного и хорошего поведения. Таким образом, эта духовная песнь представляет собой труд, касающийся вопросов этики. Она подходит как для интеллектуалов, так и для народных масс на Востоке и на Западе, поскольку она дает основные руководящие принципы и указания для ведения хорошей и правильной жизни. В отличие от многих других философий она не учит вас тому, что надо и не надо делать. Вместо этого она дает человеку способность различать между правильным и неправильным. Моральные ценности для такой дифференциации приобретаются изучением священных писаний и учений великих личностей, помимо учебы у своих гуру и членов семьи.

"Гита" поощряет соблюдение определенных ритуалов, поскольку они необходимы для достижения превосходства, но осуждает всех тех, кто слишком погружается в сам акт, забывая о настоящей цели жизни, то есть получения знания Истины. В "Бхагавад Гите"' Сри Кришна разъясняет четыре пути для достижения спасения: джнана йога, или путь знаний, требующий прямого самоотождествления с Брахманом (неманифестированной конечной Реальностью), который больше всего подходит для интеллектуальных, аналитических и рациональных умов; карма йога, путь беззаветного служения во имя Бога, подходящий для энергичных людей, верящих в действия; раджа йога, путь умственной сосредоточенности, предназначен для импириков, и, наконец, бхакти йога, путь преданности Богу и самоотдачи Высшему существу, который хорош для эмоциональных людей. В главе IV Бог говорит: "Какой бы путь человек ни выбрал, это мой путь и он ведет ко Мне". И хотя в "Гите" даются подробные разъяснения для каждого пути, самым важным является карма йога.

"Бхагавад Гита" является всеобщей и вечной, потому что она также учит терпимости и принятию различных мышлений, убеждений и религий. Она не узкая, догматическая или тоталитарная. Она не унижает другие религии и философии. Она лишь говорит, что есть только одна Истина и её можно называть различными именами. Пример этой концепции единства в разнообразии можно найти в главе VII, где Кришна говорит: "Неважно, какому божеству человек решит поклоняться - он будет вознагражден этим божеством, хотя в действительности только я являюсь Вознаградителем". Люди создали целый пантеон различных божеств, похожих на различные цвета радуги. Они отражают различные аспекты в натуре человека. Именно фанатики, невежественные и те, кто мало что понимает, увлекаются одной какой - то подобной формой, божеством, не видя Одной единственной Реальности, скрывающейся за всеми формами. Весь космос - это манифестация Бога. Он является началом и концом вселенной. "Гита" говорит, что тело преходяще, в то время как Атман, или душа, постоянна.

Каждый человек может извлечь пользу из "Бхагавад Гиты", потому что жизнь в прошлом, когда это божественное послание было дано, не очень отличается от жизни сегодня.

В Индии, где верят в причины и эффект кама кармы (мотивированных действий), правильное исполнение своих социальных обязанностей и долга имеют самое важное значение.

Эти обязанности и долг, основанные на дхарме, были очень тщательно сформулированы и записаны древними мудрецами. Дхарма - это достижение справедливости, праведности путем выполнения своих религиозных моральных и социальных обязанностей. Только когда человек не имеет ни к чему привязанности, лишен желаний (нишкамы), и в своей карме руководствуется дхармой, может он надеяться обрести мокшу (спасение).

Действия в соответствии со своей дхармой - это самые благородные почетные действия. Пренебрежение своим долгом может привести к хаосу и путанице и дать подъем адхарме (неправедности), что ослабляет социальный строй, пока он в конечном счете не рушится. "Гита" решительно заявляет, что "лучше исполнять свои обязанности, даже если они и не идеально исполнены". Действия и обязанности, которые рекомендует "Гита ", должны быть справедливыми, праведными и свободными от эмоции привязанности. Короче говоря, мораль и этика должны быть нашим маяком, будь это политика, торговля или наука.

Все послание "Гиты" для любого общества можно найти переданным в следующем стихотворении из этого священного писания:


Когда бы ни наблюдался спад в дхарме
И подъем в адхарме,
Я перевоплощаю Себя
Для защиты добра,
Для уничтожения зла,
Для установления дхармы.
Я появляюсь на свет из века в век.

("Гита" IV, 8)

  Текст Бхагавад-Гиты

 
 


 
 
    Идея сайта - VP