| ||||||||
. Его последователи - бхакты - проповедовали любовь к Богу, отрицая исключительные прерогативы брахманов - высшей индуистской касты - и их формалистический ритуализм. Тогда же в Индии получает распространение суфизм - направление в исламе, приверженцы которого, изгнанные из Ирана и других стран мусульманского мира, проповедовали братство между людьми разного происхождения и достатка, что находило горячий отклик простых людей. Таковы были предпосылки возникновения на северо-западе Индии нового религиозного течения, объединившего индуистское бхакти и суфийский мистицизм. Основы его заложил Гуру Нанак (1469-1539), последователи которого стали называть себя "сикхами" - "учениками", а религия получила название сикхизма. Сикхизм признает существование единого Бога - верховного Владыки, обладающего личностной природой Творца, который всегда невидим и проявляется через Свои деяния. К Нему приложимы такие эпитеты как "анади" - "безначальный", "акала" - "существующий вне времени", "амара" - "бессмертный". Имя Бога - это божественная сущность, которая определяется с помощью понятия "сат" - "истинный". "Сати нам" - "Его Имя - Истина" - одно из основных положений сикхизма. Цель последователей учения Гуру Нанака заключается в мокше, понимаемой как освобождение и вхождение в божественную любовь. Для этого человек должен жить праведно, выполняя то, что ему предназначено свыше, т.е. свою дхарму - долг. Таким долгом Гуру Нанак считал активную жизнь, заполненную трудом: "Человек должен трудиться и плодами своего труда делиться с другими". Самый надежный путь для обретения божественной любви - это развитие в себе веры, чистоты и преданности. Посредством воспевания святых имен Господа (сат-нама) и повторения молитв душа очищается от скверны, успокаивается блуждающий ум, человек избавляется от гнева, гордыни, алчности, страсти и привязанности к земным благам. В этом состоянии он входит в божественный свет и достигает блаженства. После этого необходимо направить свое сознание на благо других. Сикхизм придает большое значение преданности и крепкой вере в гуру, который, будучи сам поглощенным любовью к Абсолюту, способен пробудить душу к ее истинной божественной природе. "Слово Гуру - это свет. Свет его слова ведет к истине", - говорится в одном из сикхских гимнов. Религия сикхов не приемлет поклонения изображениям Бога и отвергает кастовые различия. После смерти Гуру Нанака проповедь его учения продолжили девять гуру: Гуру Ангад, Гуру Амардас, Гуру Рам Дас, Гуру Арджун, Гуру Хар Говинд, Гуру Хар Рай, Гуру Хар Кришнан, Гуру Тегх Бахадур и Гуру Говинд Сингх. Сикхизм подвергался жестоким преследованиям со стороны мусульман. При Гуру Арджун Сингхе сикхи впервые вступили в борьбу против магометанского владычества; наивысшего накала эта борьба достигла при Гуру Говинде Сингхе. Тогда, в 1699 г., и была создана хальса - "орден чистых" - сообщество готовых умереть за веру сикхов. Теперь к имени сикхов стали добавлять воинский титул "Сингх" - "лев", означающий смелость и мужество. Вырабатывается особый кодекс поведения (члены хальсы не должны пить вино, курить табак, употреблять наркотики) и пять символов: белая одежда - чистота, меч - храбрость, железный браслет - нравственность, нестриженные волосы и борода - отречение, гребень - чистоплотность. В основной традиции сикхизма после Гуру Говинды Сингха не было больше других учителей. Он завещал своим последователям чтить учение предыдущих гуру, которое считается воплощенным в священном писании сикхов - "Ади-Грантхе", обладающем высшим авторитетом как божественное откровение. История религиозно-реформаторского движения Гуру Нанака насчитывает всего пять веков - это одна из самых молодых религий. Благодаря оптимистическому настрою, простоте и доступности проповедуемых принципов, она привлекает много сторонников из разных уголков мира. См. также: |
|
|||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
||||||||
|
||||||||
![]()
|