Поклоняюсь Шри Адинатхе (Шиве), обучившему науке Хатха
йоги – лестнице, ведущей к достижению вершин Раджа йоги.
Сватмарама "Хатха Йога Прадипика"
Безусловно, подавляющее большинство людей
что-то слышало про йогу, или имеет смутное представление о ней, как
о "завязывании тела в узлы", "лежании на гвоздях", "созерцании
пупка" и т.д. Что-то слышали и о йогах в контексте всякой
псевдо-эзотерической мишуры об "астралах", "эгрегорах" и
"космических разумах". К сожалению у многих пока именно такое
представление о йоге. А жаль :-)
|
Где занимаются йогой:
Здесь будет размещаться информация о клубах и школах йоги
Центр «Yoga-ru»
Направление – Йога Айенгара
www.yoga-ru.ru
info@yoga-ru.ru
(495)676-09-87
 8(985)766-49-70
5
|
|
Итак, Йога.
Слово йога имеет множество
самых разных значений и происходит от корня yuj, что
переводиться как: упряжка, крепко держать, соединять, связывать.
Кстати, от этого праиндоевропейского корня происходят множество слов
и в других мировых языках. Вообще же санскритские слова очень емкие
и многозначные, например у слова йога около 20-ти словарных
значений.
Таким образом, слово йога в основном
рассмотрении означает "единение", "сосредоточение", "обуздание",
"слитие воедино". Раз речь идёт о единении, слиянии, то возникает
закономерный вопрос - что под этим подразумевается? Единение чего с
чем?
Традиционный ответ - единение Брахмана и Атмана, то есть источника
всего сущего или некоего истинного уровня реальности с его
проявлением в каждом из человеческих существ. Ни больше, ни меньше.
Здесь намеренно не приводится никакой другой формулировки, поскольку
есть люди верующие, неверующие, буддисты, христиане, научные атеисты
в конце концов, и каждый из них имеет своё собственное мнение
относительно принципов мироздания и "источника всего сущего". Йога
не требует от адепта принадлежности к определённой конфессии, хотя
исторически сложилось, что свое развитие йогические практики
получили в контексте духовных учений Востока - индуизма, буддизма,
даосизма, и это влияние существенно, особенно на "продвинутых"
этапах практики, связанных с визуализациями, мантрами и т.п. Великие
учителя Йоги никогда не отрицали значение других религиозных
конфессий, хотя с другой, "западной", стороны отношение было не
всегда однозначным.
Помимо своего этимологического значения, слово "йога" несёт в
себе и ещё один, более широкий и известный смысл. А именно, в
"популярном" понимании, йога - это система методов и практик работы
с телом и сознанием.
И наконец главное - в классическом трактате по йоге - "Йога
Сутрах", приводиться знаменитое определение:
yoga
cittavritti nirodhah "Йога есть устранение неконтролируемых
флуктуаций сознания"
В поэтическом переводе отечественного ученого Б.В. Мартынова:
"Йога - мыслеверти прекращенье", т.е. устранение постоянного потока
беспокоящих и отвлекающих мыслей. Для чего? Об этом следующая
строфа:
tada drastuh svarupe avasthanam "Тогда Зрящий в
своей сущности остается"
Зрящий" - это наша истинная природа, то, что древние называли
Бог. Йоги считают, что каждый из нас обладает ей, но она находится
"в спящем состоянии", "заглушенная" суетой беспокойного ума и
привязанностями человеческого эго.
Автор Йога Сутр (ученые относят этот текст ко 2-3 векам нашей
эры) - индийский мудрец Патанджали описывает восемь составных
частей йоги. По порядку это: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма,
Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Рассмотрим их подробнее:
Яма- это этические предписания, хотя в более глубоком
понимании их скорее можно трактовать не как какие-то религиозные
догмы, а как практику самоконтроля по отношению к своему
функционированию в социуме. Включает: отказ от насилия, честность,
воздержание от ненужных трат энергии (в том числе и сексуальной
энергии) и непривязанность к материальным вещам.
Нияма - следующая группа предписаний: внешняя и внутренняя
чистота тела, удовлетворённость тем что имеешь, настойчивость в
практике, изучение священных текстов или самообучение,
непривязанность к плодам своей деятельности и посвящение результата
действий Ишваре (Высшей реальности или Богу).
Асана - поза, должна обладать устойчивостью и удобством.
Это достигается расслаблением и сосредоточением на Бесконечном.
Практика асан минимизирует влияние любых негативных факторов на
тело. Асаны бывают "тренировочные" - для очищения и укрепления
энергетических центров и каналов "тонкого" тела (посредством
очищения, укрепления и гармонизации физического тела), и
"медитативные" - это падмасана ("поза лотоса") с вариантами.
Патанджали описывает только несколько последних, предназначенных для
сидячей медитации, а разнообразные "йогические навороты" описаны в
других классических текстах, например в "Гхеранда Самхите".
Пранаяма - практики осознанного регулирования дыхания, с
целью контроля и гармонизации течения тонкой энергии - "праны", что
в свою очередь помогает овладеть своим сознанием и расширить границы
восприятия реальности.
Пратьяхара - полное стягивание внимания "во внутрь". Как
черепаха втягивает под панцирь свои лапы, йогин при необходимости
втягивает чувства восприятия внешних объектов и сосредотачивается на
внутреннем.
Дхарана - сосредоточение, концентрация на объекте или
процессе практики.
Дхьяна - "углубление" концентрации и формирование
непрерывного потока между воспринимающим и объектом сосредоточения.
Самадхи - "вовлечение" в объект (в данном случае - высшую
реальность, изначальное состояние ума, Божество) и полное погружение
в него, состояние единства с ним. На русский можно перевести как
"самостность", "свершение", "завершение".
Последние три пункта Патанджали включил в раздел "Совершенных
способностей". И в совокупности дхарана, дхьяна и самадхи, есть
самьяма. Посредством самьямы над выбранным объектом, можно постичь
свойства этого объекта и обрести в следствии этого определённые
качества или способности. Например путём самьямы над луной приходит
знание расположения звёзд, а благодаря самьяме на пупочной чакре,
приходит знание строения тела. Грубо говоря адепт начинает
воспринимать реальность вне зависимости от каких либо ограничений
(пространства, времени и т.п.)
Помимо описанного здесь, сущесвует ещё масса существенных деталей
и нюансов относительно каждого из восьми пунктов. Помимо
особенностей ямы и ниямы, можно добавить, что искусство владения
асанами - это целая наука, как впрочем и пранаяма. А например
самадхи имеет несколько уровней или видов. А в качестве обьекта
созерцания можно выбрать любой объект и в конечном итоге невероятно
расширив сферу восприятия охватить бесконечность и прийти к полной
тождественности с ней. Искусство йоги постигается постепенно, и
невозможно достичь высших целей без упорной практики первых ступеней
- ямы и ниямы как мировоззрения и асаны с пранаямой как практики для
тела, формирующей состояние сознания.
"Йога Сутры" Патанджали является одним из наиболее
авторитетных источников для всех практикующих индийскую йогу.
Считается что в этом тексте Патанджали систематизировал и описал
основные принципы этой древнейшей традиции, которые до этого тысячи
лет передавались лишь устно, от учителя к ученику. Текст посвящен
основам йогического мировоззрения, целям практики йоги, принципам
работы сознания, разным ступеням медитации, т.е. относится скорее к
Раджа Йоге
Краткий
исторический экскурс. Самые первые свидетельства о йоге из ныне
известных - раскопки древнейших индийских городов Мохенджо Даро и
Харраппа. В результате этих раскопок, среди прочего, были найдены
печати, например так называемая печать Пашупати (относят к 3-му
тысячелетию до нашей эры), на которой изображено некое Рогатое
Божество, предположительно "прото-Шива" сидящий в йогической позе.
Этот и некоторые другие факты дают основания предполагать, что
йогические техники имеют весьма древнее происхождение. Изображения
подобных поз можно встретить и в раскопках других древних
цивилизаций, например на территории Латинской Америки.
Виды Йоги.
Деление на виды в какой-то мере условно, поскольку все эти
направления йоги фактически не существуют одно без другого и скорее
являются составными частями друг друга. Просто существуют различные
школы, направления или линии приемственности, где по разному
расставлены акценты, т.е. в одной школе большее внимание уделяют
одному аспекту практики, а в другой другому. И соответственно это
определяет название школы. Например, Карма йога - практика
бескорыстной деятельности, с целью помощи живым существам, развития
непривязанности, уничтожения негативной кармы (последствий
негативных поступков в этом и прошлых воплощениях), а Кундалини йога
– система практик, нацеленная на работу с внутренней энергией, где
самореализация достигается через подъём энергии Кундалини. Но навряд
ли авторитетный Мастер будет обучать опасным и мощным практикам
поднятия Кундалини человека, в котором все еще доминируют гордыня,
жадность, и т.п. То есть Карма йога все равно будет присутствовать в
любой традиционной школе.
Обычно перечисляются самые базовые направления:
Карма Йога - практика бескорыстного труда на благо живых
существ, отречения от плодов своей деятельности, развитие щедрости,
готовности помочь, и непривязанности к материальным вещам.
Считается, что этой практикой мы очищаем негативную карму, и что
особенно важно для практиков йоги - развиваем непривязанность,
которая в дальнейшем убережет нас от попадания в цепкие ловушки
негативных тенденций ума - жадности, эгоизма, лени, и т.п. Иногда
карма йога может принимать экстремальные формы - так например
знаменитый святой 20- века Шри Бабаджи из Хайдакхана, мог заставить
только приехавшего в Индию западного ученика таскать вручную тяжелые
камни для постройки храма, что было для многих шоком, но весь гонор
и интеллектуальная спесь от такой практики улетучивались быстро, и
ученики выходили из такого "чистилища" уже совершенно другими
людьми.
Бхакти Йога - йога любви и поклонения Божеству и Гуру.
Испытывая сильный эмоциональный экстаз преданности, бхакта
отрешается от собственного эго, духовно сливаясь со своим Божеством.
Считается что бхакти йога - при условии искренней полнейшей
самоотдачи - быстрый путь к реализации, но подходит он в основном
людям с определенным складом характера (эмоциональным, склонным к
экстатическим переживаниям). На практическом уровне реализуется
через ритуалы поклонения, духовные песнопения, мантры, танцы и т.п.
Отечественный читатель может получить представление о пути Бхакти
Йоги, наблюдая например за кришнаитами (Общество Сознания Кришны),
которые хоть и являются нео-индуистской организацией, и многими
индийскими единоверцами не признаются авторитетными, но ярко
воплощают принципы практики бхакти, иногда даже "с перегибами" :-)
Джняна Йога - практика изучения и постижения священных
текстов - Вед, Упанишад, и других духовных учений, получаемых из уст
Гуру. Речь идет не просто об интеллектуальном накоплении и
систематизации знаний, как это происходит в западной науке, а именно
постижении, когда в следствии медитации над текстом или рассказанным
учением, практик "схватывает суть", т.е. происходит переход от
размышления к интуитивному озарению.
Есть более "специальные" направления - Кундалини Йога
(практики пробуждения божественной энергии Кундалини, потенциально
присутствующей в каждом человеке), Крийя Йога (крийя -
практика очищения, это могут быть и йоговские чистки физического
тела, и очищение ума мантрами и медитацией), Нада Йога (йога
звука - медитативная музыка и песнопения), Янтра Йога
(созерцание определенных геометрических изображений - янтр,
которое вводит в медитативное состояние сознания).
И,
конечно, Раджа Йога - практика самореализации, основанная на
работе с сознанием и внутренней энергией. Если разобрать значение
этого словосочетания, то становиться очевидно, что раджа йога
означает царское единение. Реализация состояния Раджа Йоги -
цель всей йогической практики. В более конкретном смысле это обычно
система духовных упражнений, связанная с визуализацией
энергетических каналов и чакр, начитыванием мантр и подобной
мистической практикой. Реально такие вещи получаются только лично из
уст Мастера, принадлежащего к традиционной линии ученической
преемственности. Обучать этому может человек, сам успешно
завершивший этот этап развития, и получивший (что не маловажно)
подтверждение в этом от своих собственных учителей. Парампара (линия
ученической преемственности) - основа духовных систем Востока. Это
значит передача знания от учителя к ученику, как вербальным, так и
невербальным способом. Проще говоря – гуру не только учит ученика,
но и ещё передаёт ему энергию. Именно поэтому важна так называемая
"прямая передача" при которой сохраняется преемственность знания и
силы от учителя к ученику.
Если Вы встретите объявление в котором предлагается посетить
занятия по раджа йоге, то это скорее всего группа занимающаяся по
системе упражнений с преобладанием медитативных и дыхательных
техник. В общем работа с сознанием в чистом виде. При грамотном
исполнении является весьма эффективным методом развития, а при
неграмотном - мягко говоря "развития не в ту сторону", и именно
поэтому таит в себе опасность для большинства практикующих. Потому
что многих отечественных "самоделкиных" от эзотерики, которые сами
никогда не обучались у традиционных учителей, да еще часто
обременены массой "гуруистских" амбиций и
"космически-эгрегориальных" фантазий, грамотными никак не назовешь.
А если тело и сознание не готовы и не хватает контроля, то есть
весьма реальная перспектива угодить в "дом скорби" с весьма
печальным диагнозом. Или заполучить крайне нехорошую, например
онкологическую, болячку. Почему? Вот как это объяснил один из
современных преподавателей хатха йоги: "...практикуя, мы учимся
переключать сознание в другие режимы работы. При переключении "в
системе" возникают переходные процессы, а как известно (даже из
радио-электроники) - переходный процесс сопровождается всплеском
энергии в этой самой "системе". И здесь если "система" не готова (а
у 99,9999999999 и т.д. % людей она не готова) к подобным
"всплескам", то отсюда и все беды..." Шиза на уровне сознания или
рак на уровне тела. Такая вот печальная картина..."
Где выход? Возникает очередной вопрос.
Хатха
йога. Буквальный перевод слова хатха – мощь, неистовство,
насилие, необходимость, усилие. Также символизирует: ха =
солнце, тха = луна; баланс или союз солнца и луны, активности
и расслабления.
Среди прочих методов самореализации хатха йога уделяет большое
внимание работе с органическим телом.
Здесь уместно провести аналогию с техникой. Например, вам
необходимо добраться на машине до определённого места. Но автомобиль
ломается на половине пути и вам приходиться его покинуть и взять
новый. Надеюсь аналогия ясна. Так вот, если автомобиль – это наше
органическое тело, то хатха йога – это то, что не даёт рассыпаться
автомобилю, а наоборот налаживает, смазывает и подтягивает все
гайки, что и позволяет добраться до цели целым, простите за
каламбур.
Хатха йога – это работа с сознанием посредством тела, и именно
поэтому люди практикующие хатха йогу физически здоровы и вполне
адекватны и вменяемы до последнего дня своей жизни, безусловно при
правильной практике. Это позволяет контролировать все свои действия
и проявления, начиная с телесных и заканчивая полным контролем
сознания. Практика хатха йоги потому так и необходима для
"достижения вершин раджа йоги", что является совершенствованием и
подготовкой тела и сознания к функционированию в любых необходимых
режимах. Смотри эпиграф в начале статьи.
Отличие хатха йоги от гимнастики в том, что хоть это и работа с
физическим телом, но ориентирована она на сознание. Существует
понятие – внутренняя работа. Помимо прочего, это определённая
направленность внимания в процессе практики и веками продуманное
поколениями мастеров омолаживающее воздействие на все связки и
группы мышц физического тела. Это основное и принципиальное отличие
хатха йоги от спорта. Поэтому практикующие хатха йогу имеют хорошее
здоровье на протяжении всей жизни (насколько позволяют усердие и
карма :-), а у профессиональных гимнастов или циркачей уже в 20-30
лет позвоночник просто-напросто "убит".
Источники.
Существует несколько трактатов, являющиеся наиболее авторитетными
для всех адептов хатха йоги. Помимо "Йога сутр" это: "Шива Самхита",
"Гхеранда Самхита", "Хатха Йога Прадипика", есть и ряд других, чуть
менее известных. В этих трактатах даются краткие пояснения техник,
инструкции по образу жизни практикующего и т.д. Все эти тексты очень
интересны, но многие моменты специально написаны иносказательным
языком, и нуждаются в адекватной интерпретации, которую может дать
только человек, посвященный в данную традицию. Огромное значение для
понимания имеет также качество перевода с санскрита.
Кроме
выше перечисленных, также существуют трактаты, относящиеся не только
к хатха йоге, с подробным описанием космогонических взглядов,
внутренних энергий и работы с ними, "тонкого" строения тела
человека, описанием чакр, энергетических каналов, работы с
внутренним звуком и мантрами и пр. Эти вещи относятся к учениям
Тантры.
Текстов мало и они краткие еще и потому, что подобные мощные и
эффективные практики передавались испокон века устно, от учителя
ученику, чтобы сберечь учение от искажения, а также чтобы
неподготовленный ученик не навредил сам себе некорректной
самостоятельной практикой. На практики Тантры обязательно необходимо
получить посвящение и наставления авторитетного учителя (тексты
говорят, что иначе мантры просто не будут "работать"), но и хатха
йогу очень желательно осваивать под руководством наставника или в
грамотной группе по йоге, поскольку трудно оценивать свои ошибки в
практике асан или пранаям самому. Существует также ряд полезных
современных работ по хатха йоге, в том числе и переведенных на
русский язык.
Всепостигающий йогин видит оком знания весь мир в себе и
все - как единого Атмана.
Ресурсы:
Источники:
Смотри также:
|